Священник Александр Усатов Распространенные ошибки катехизаторов

Опубликовано: 07 апреля 2014
Доклад на секционном заседании
XXI Международных Рождественских образовательных чтений
«Приходской катехизатор – деятельность, подготовка, аттестация»
Во время проведения огласительных бесед катехизатору необходимо стараться избегать следующих наиболее часто встречающихся ошибок.
Как видится, рассматриваемые ошибки бывают обусловлены или причинами богословского характера, когда катехизатор неправильно себе представляет основы эклессиологии и путь спасения человека, или же особенностями духовного устроения самого катехизатора, иными словами, его грехами.
В значительной степени осознание важности катехизации на приходе связано с уровнем духовной жизни и отношением настоятеля, клириков и активных прихожан прихода к церковным Таинствам. Если они позволяют оглашенным или родителям крещаемого младенца лишь формально и «ради галочки» готовиться к участию в Таинствах Церкви, то, по всей видимости, и свою личную духовную жизнь они рассматривают как формальную принадлежность к Церкви. Такие люди, скорее всего, сами не участвовали в катехизиции и не серьезно относятся к тайне спасения. Идея абстрактной принадлежности к Церкви не позволяет им прочувствовать ту истину, что в любом Таинстве благодать Божия или просвещает душу верующего и покаявшегося человека, или же опаляет, если тот не готов её принять.
Во многом, именно эти причины в первую очередь затрудняют выход огласительной практики в церковной среде на принципиально иной уровень.
Кроме указанной принципиальной проблемы, к ошибкам «богословской категории» можно отнести некоторые совершенно практические заблуждения.
Перечислим некоторые из них
1. Подмена воцерковления внешней церковностью (точным исполнением церковных чинов и обрядов).
В этом случае катехизатор подробно рассказывает оглашенным о важности освящения куличей на Пасху, а также посещения церковных богослужений, не раскрывая побудительных мотивов этого, а также умалчивая о том, что церковная обрядность раскрывает веру человека в Воплотившегося Бога, а вовсе не подменяет внутреннее внешним.
2. Подмена христианской нравственности внешней аскетикой, делая из нее «бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагая [их] на плечи людям» (Мф. 23:4)3.
Порой катехизаторы излишне озабочены идеей моментального достижения оглашенными высокого аскетического уровня, когда им преждевременно навязывается, например, монашеская практика постов или супружеского воздержания.
Неофитский импульс может помочь оглашенному подъять даже непосильные подвиги. Однако с течением времени христиан может вместе с неразумно взятыми тяжкими бременами подвигов оставить и саму Церковь. «Кто толкует, - пишет преподобный Симеон Новый Богослов, - о последних степенях совершенства для новоначальных, и особенно более ленивых из них, тот не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять».
Катехизатор должен помнить, что христианские подвиги – это не геройство, а кропотливый и смиренный труд.
Процесс духовного возрастания неофита удачно описал протоиерей Александр Ильин: «Человек как почка: если попробуешь её развернуть раньше времени, то погубишь, а придет время, она раскроется. Так и сердце человеческое».
Наставляя неофита, всегда необходимо учитывать его душевное состояние, степень духовного возраста и постигать ту меру подвигов и добродетели, которую он сможет понести: «Кто прежде надлежащего времени предлагает людям высокое учение, тот и в свое время не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными» (святитель Иоанн Златоуст).
3. Представление греха как набора поступков и обрядовых нарушений.
Эта ошибка также связана с неправильным восприятием греха и пути спасения. Приходилось слышать об одном печальном случае из огласительной практики, когда единственное занятие пред Крещением катехизатор посвятил рассказу о недопустимости содержания собаки в доме христианина, а также запрету на посещение женщиной храма в «женские дни».
4. Отрицательный характер проповеди (установка «всё нельзя»).
Если катехизатор находится в ситуации внутреннего разлада, если он разочарован в самой возможности наполнения своей жизни и всех ее проявлений светом Христовой благодати, то и своим ученикам он передает неверный вектор воцерковления.
Как бы капитулируя перед необходимостью преображения жизни, такой горе-катехизатор старается оградить своих подопечных от всяческих «опасностей» и искушений мира сего, требуя отсечь фактически всё, связывающее оглашенного с реальной жизнью: телевидение, музыку, чтение светских книг, общение с нецерковными людьми и т.д.
5. Категоричность и чрезмерный либерализм.
Неопытные в духовном плане люди зачастую проходят этап (иногда на нём надолго «застревают» даже катехизаторы) «ревности не по разуму» (Рим.10:2). Это путь ригоризма - строгого проведения своих принципов в поведении и мысли, исключающего какие-либо компромиссы, учет других принципов, и пуританства - стремления во всем достигать идеального результата. Но даже стремящимся к достижению идеала людям стоит помнить, что «без меры обращается во вред даже почитаемое прекрасным» (святитель Василий Великий).
Либерализм лишь на первый взгляд выглядит как противоположность излишней категоричности. Ведь в обоих случаях их сторонники выявляют свою внешнюю, половинчатую принадлежность Церкви.
Если катехизатор не уверен в возможности преображения человека под влиянием благодати Божией, он с легкостью снижает «планку требований» для иных людей. Такой человек не видит призвания христианина, не верит по-настоящему в образ Божий в человеке и в возможность преодоления греха.
6. Формальный отказ допустить человека к Крещению без стремления помочь преодолеть сложившиеся препятствия к принятию этого Таинства.
Превратно понимаемое требование готовности оглашенного к участию в Таинстве в некоторых случаях воплощается не в стремление помочь неофиту преодолеть возникшие препятствия, а лишь властным отказом в допуске к Крещению.
В таком случае общение далекого от церковных реалий человека с катехизатором оборачивается не пользой, а очевидным духовным вредом. Отверженный оглашенный обижается на катехизатора, а вместе с ним, зачастую, на всю Православную Церковь.
Если в процессе оглашения катехизатор столкнулся с непреодолимыми, как ему кажется, препятствиями к Таинству Крещения, он обязан передать «эстафету» оглашения духовенству прихода.
Предложение отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства4 может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.
К ошибкам второго рода относятся те, в которых человеческое «Я» катехизатора чрезвычайно выпячивается. Это проявления страстей гордости и тщеславия.
1. Стремление катехизатора «привязать» оглашаемых к себе, а не указать им путь ко Христу.
В таком случае самолюбование и тщеславие катехизатора проявляется в стремлении «блеснуть» своими познаниями. Такие законоучители «уверены о себе, что [являются] путеводителем слепых, светом для находящихся во тьме, наставником невежд, учителем младенцев, имея в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-20). Поэтому они стараются дать понять оглашенным, что вне их круга общения последним будет весьма трудно или даже невозможно найти путь спасения. Такие катехизаторы ревниво запрещают оглашенным читать книги других проповедников и обращаться к опыту иных катехизаторов.
2. Подмена катехизации пастырством5 (попытка катехизатора-мирянина исполнять функции пастыря-священника).
Предлагая оглашенным основы так называемого «Морального катехизиса», некоторые катехизаторы, порой незаметно для себя, начинают интересоваться их греховным прошлым. А иногда прямо предлагают оглашенному рассказать про свои грехопадения, надеясь дать духовные советы в сложившихся жизненных обстоятельствах.
Несомненно, искренний человек во время подготовительной беседы может раскрывать перед катехизатором-мирянином свой жизненный путь. Но катехизатор не может ожидать от людей такой открытости, и уж, тем более, требовать исповедания ими своих грехов. Не следует катехизатору давать оглашаемым советы по разрешению семейных и иных глубоко личных ситуаций, предоставив это священнику-пастырю.
3. Стремление к «подстраиванию» катехизатора под слушателей6, заискивание, чрезмерное упрощение Православия и его редукция до уровня оглашенных.
«Неверие» в своих учеников, в их способность подняться до уровня высокой планки совершенства христианской мысли и жизни, а также боязнь потерять возможность общения с ними порой приводит к стремлению катехизатора говорить угодное своим слушателям, «льстить [их] слуху» (2 Тим. 4:3).
Несомненно, что такая уступчивость катехизатора означает или их подверженность страсти тщеславия и греху человекоугодия, либо является признаком внутренней догматической беспринципности.
Замечая в своей катехизической деятельности проявление указанных ошибок, катехизатор призван приложить особые духовные усилия для их преодоления, призывая благодатную помощь Божию и обращаясь за советом к своему духовнику.