Священник Александр Усатов Методика проведения подготовительной беседы с желающими вступить в церковный брак

Опубликовано: 07 апреля 2014
1. ПРЕАМБУЛА
Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.
По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.
О необходимости произнесения пастырского слова перед совершением Таинства Венчания прямо указывается в Требнике.
В «Определении» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 г. указано, что во время такой беседы необходимо раскрывать перед желающими его принять всю важность создания крепкой христианской семьи, основанной на любви и верности. Ведь причиной значительного числа разводов является потребительский подход к семейной жизни.
Без церковного наставления многие нецерковленные верующие видят в Таинстве Венчания почти магическое действие, не требующее какого-либо жертвенного подвига.
В ходе такой подготовительной беседы, проводимой значительно раньше предполагаемой даты Венчания, можно выявить степень воцерковленности, отсутствие канонических препятствий к вступлению в брак, искренность намерений будущих супругов, а также дать советы по подготовке к участию в Таинстве Венчания.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
2.1 Богословское значение семейной жизни в деле спасения.
Семейная жизнь имеет не только практическое или общественное значение. В соответствии с христианским вероучением брак есть установление Божие.
«Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом».
2.2 Церковный брак как Таинство единства мужа и жены по образу единства Христа и Церкви.
Брака уподобляет супругов единству Лиц Святой Троицы, а также мистическому союзу Христа и Церкви: «Брак как образ таинственного союза Христа с Его Церковью есть
Таинство, соединяющее мужа и жену для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати» (профессор Н. С. Суворов).
2.3 Об обязанностях и призвании мужа и жены
Муж и жена должны любить друг друга, быть безусловно преданными друг другу. Хранение супружеской верности составляет непременный долг и мужа, и жены. «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), - сказано еще в Законе Моисея, а Господь Иисус Христос уже само пожелание чужой жены осуждает как греховное: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28).
Обязанности супругов взаимны, но взаимность эта неодинакова.
Муж, по Божественному праву, является главой семьи. Ап. Павел учит: «...жене глава - муж...» (1 Кор 11. 3). «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол 3. 18-19). «...А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:12-15).
Комментируя учение апостола Павла о браке и семье, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. подчеркнул:
«Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви, не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12)».
Мужу на основании учения, изложенного в Священном Писании, принадлежит право управлять семьей, но действовать при этом не с помощью жестоких и крутых мер, а посредством доброго совета и примера. Жена же обязана повиноваться мужу во всем и слушаться его, если только он не требует от нее чего-либо противного заповедям Божиим и нравственному закону Божию, ибо в таком случае справедливее более слушать Бога, нежели человека (ср.: Деян. 4:19)5.
Отец в традиционной семье ответственен за все в ней происходящее. Мать также наделена значительной властью и ответственностью в деле воспитания детей: «у женщины, соответственно глубочайшим особенностям ее телесной организаций, есть великое назначение, которого нет у мужчины, – деторождение и, следовательно, воспитание детей. Ибо нельзя родить дитя и бросить его; на родителях и, прежде всего, на матери лежит святейшая обязанность – вырастить ребенка и дать ему воспитание. Все великое, вечное, святое всегда должно ставиться во главу угла. Поэтому необходимо, чтобы в жизни женщины эта важнейшая задача занимала первое место… К сожалению, в результате установления полного равенства женщин с мужчинами во всех областях физического и умственного труда, воспитание детей в семье находится в плачевном состоянии… Кто же воспитывает детей в таких семьях, где и отец, и мать занимают важные общественные
должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени, ни сил, ни возможности заниматься детьми? В огромном большинстве случаев – никто… А такая семья, в которой некому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего не может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве. Неблагополучно в семье, если женщина берет на себя роль мужчины, отказываясь от тех святых семейных обязанностей, к которым предназначил ее Сам Бог».
Нерадение родителей о воспитании вверенных Богом детях свт. Иоанн Златоуст называл «большим из всех грехов», а подобных родителей – «детоубийцами», губящими души своих детей.
2.4 О необходимости регистрации брака в ЗАГСе перед вступлением в церковный брак.
Венчание христиан совершается после государственной регистрации брака в ЗАГСе.
С момента отделения Церкви от государства церковный брак не имеет гражданской юридической силы. Если до революции Венчание было браком, признаваемым государством, то сегодня Церковь не имеет возможности проверить, является ли заключаемый брак единственным.
Кроме того, государственное правовое регулирование взаимоотношений супругов может начаться только после регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это немаловажный аспект семейной жизни. Ведь государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательство защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов.
Это делается и для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака в ЗАГСе – это не пустая формальность, а свидетельство перед законом и перед окружающими людьми о глубине чувств и серьезности отношений мужчины и женщины. Такой брак Церковь может благословить. Греховные, то есть несерьезные и неглубокие отношения (сожительство), Церковь благословить не может.
Венчание без регистрации в ЗАГСе возможно в исключительных случаях с благословения епархиального архиерея7.
2.5 Значение благословения родителей на брак
Дети православных родителей призваны вступать в церковный брак, получив их согласие и благословение (при этом родители и опекуны не могут принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания). Таким образом, предусматривается серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят человеческие и моральные беспорядки.
В настоящее время, ввиду радикально изменившегося правопорядка, когда совершеннолетние дети в полной мере юридически освобождены от зависимости родителей (в том числе и при вступлении в зарегистрированный государством брак), возможно вступление в церковный брак лиц, состоящих в зарегистрированном гражданском браке, но имеющих согласия родителей на такой брак8.
В первую очередь это касается случаев, когда родители вступающих в брак являются атеистами и противятся именно церковному браку. В таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - духовника хотя бы одного из супругов.
2.6 Препятствия к заключению брака
Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может:
- не допускается вступление в Брак более трех раз;
- запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой);
- церковный брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами;
- не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием;
- не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак зарегистрирован в ЗАГСе, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо решение архиерея о признании церковного брака утратившим каноническую силу и благословение на вступление в новый Брак;
- препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между крестными родителями и крестниками. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея9.
- не венчается брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм), но одновременно такой брак признается в качестве законного, а пребывающих в таком браке супругов не считая находящимися в блудном сожительстве10.
- нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и диаконов после их рукоположения11.
2.7 О браке с инославными
Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.
2.8 О подготовке к участию в Таинстве (воздержание, участие жениха и невесты в Таинствах Исповеди и Причащения).
2.9 Пояснения к чину совершения Таинства Брака12.
2.10 Преодоление возможных суеверий, магического восприятия и профанирования Таинства (когда люди желают повенчаться, «чтобы муж не изменял», «чтобы дети не болели» и т.д.).
В беседе необходимо раскрыть понимание христианской иерархии ценностей, в которой житейские потребности (например, здоровье домочадцев и достаток в семье) не отрицаются, но являются второстепенными по отношению к более высоким уровням (например, совместное служение Богу супругов и их детей).
2.11 О нерасторжимости церковного брака
Для христиан брак является «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе, а не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей.
Церковь призывает супругов к пожизненной верности и сохранению православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.19:6,9).
Развод порицается Церковью как грех, ибо он несет с собою тяжкие душевные страдания супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям.
Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (вразумление, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод. К сожалению, по причине своего духовного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятый ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи.
Развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода: прелюбодеяние и вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим, заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа13.
В таком случае следует подать прошение на имя епархиального архиерея. Письменное обращение к архиерею должно содержать следующее: краткая история брака с объяснением причин развода, когда и где был заключён церковный брак, свидетельство о Венчании и копия документа о гражданском разводе.
Следует понимать, что правящий архиерей, рассматривающий такое прошение, не расторгает христианский брак, не «развенчивает» церковных супругов и не снимает с них брачные венцы. Он лишь признает факт, что данный церковный брак утратил свою каноническую силу и дает благословение невиновному супругу на повторное Венчание.
Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине (например, по причине прелюбодеяния), вступление во второй брак дозволяется при условии принесения покаяния на Исповеди и выполнения епитимии (т.е. средства духовного исправления,
например, поста или совершения дел милосердия), наложенной священником для уврачевания греховных последствий распада семьи.
2.12 О путях сохранения целостности брака и предотвращении развода
Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод14.
3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ
3.1 Подготовительную беседу необходимо проводить не в виде лекции, а в русле диалога, выясняя степень воцерковленности пришедших и стимулируя их обращение с вопросами.
3.2 Во время беседы необходимо вручать пришедшим памятки о подготовке к участию в Таинствах Исповеди, Причащения и Венчания, а также рекомендовать книги о значении церковного брака и святости семейной жизни.
4. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
4.1 Антоний, митрополит Сурожский. Таинство любви. – Клин: Христианская жизнь, 2004. - 128 с.
4.2 Григоровский С.П. Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. - 56 с.
4.3 Евдокимов Павел. Таинство любви. Тайна супружества в свете Православного Предания. – М.: Лепта Книга, 2011. – 330 с.
4.4 Ещё раз о любви. Беседы о семье. – М.: Даниловский благовестник, 2010. – 216 с.
4.5 Жива ли твоя семья (О целомудрии брака и Таинстве Венчания). – М.: Паломник, 2007. – 16 с.
4.6 Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие. Т.2. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009.
4.7 Иларион (Алфеев), иг. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - Клин, 2000.
4.8 Иоанн Златоуст, святитель. О браке, семье и воспитании детей. – М.: Артос медиа, 2010. – 64 с.
4.9 Каледа Глеб, протоиерей. Домашняя Церковь. – М.: Издательство «Зачатьевский Монастырь», 1998.
4.10 Киселева Е. Брак-таинство любви. Таинство венчания. – М.: Лепта Книга, 2010. – 91 с.
4.11 Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. О семье и воспитании детей. - М.: Сибирская Благозвонница, 2012. – 44 с.
4.12 Малков П.Ю. Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви: учеб. пособ. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 320 с.
4.13 Немнонов Михаил, свящ. Данилова Анна. На пути к браку. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. – 128 с.
4.14 Нефедов Геннадий, прот. Таинство брака. – М.: Паломник, 2007. – 96 с.
4.15 О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/1909451.html
4.16 Осипов А.И. Любовь, брак и семья: Разговор со взрослыми. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. – 64 с.
4.17 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/
4.18 Петр (Мещеринов), иг. Жизнь в Церкви. - М.: Лепта-книга, 2011. – 320 с.
4.19 Худошин Александр. В напутствие новобрачным. – М.: Оранта, 2010. – 480 с.
4.20 Филарет Московский, святитель. Как создать православную семью. Сост. Н.С. Посадский. – М.: Сибирская благозвонница, 2010. – 46 с.
4.21 Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. - Клин: Христианская жизнь, 2004. – 700 с.
4.22 Шиманский Г. И. Православная семья. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. - М., 1997.
4.23 Шмеман Александр, прот. За жизнь мира. – Электросталь: Храм Вознесения Господня, 2009. - 87 с.
4.24 Шугаев Илия, прот. Как сохранить семью. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. – 96 с.
4.25 Шугаев Илия, прот. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. – 208 с.