Рабочая программа

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение
средняя  общеобразовательная  школа  №10
имени  А.С. Пушкина
муниципального  образования  Тимашевский   район



УТВЕРЖДЕНО
 
Решение  педсовета  протокол  №1
от «__   __»  ____________________ 2013 года
Председатель  педсовета
____________________  Шульга  Е.А.
 



РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА
 
            По  комплексному  учебному  курсу       «Основы религиозных  культур  и    светской  этики»,  модуль  «Основы  православной  культуры
Ступень   обучения (класс)   начальное   общее   образование      4 класс
Количество  часов– 34 часа  в  год                            Уровень      базовый
Учитель:    Тимонина  Валентина  Николаевна
 
Программа  разработана  на  основе  программы  общеобразовательных  учреждений   4-5  классы  «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики  А.Я. Данилюка   (Москва, «Просвещение», 2010 год)
 
 
 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественностьво всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно,  что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями,  информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной  программы без существенного ущерба для качества образования,  становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации  об основах религиозных культур, рассматриваемых в  рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение,  поскольку характер светской школы определяется в том  числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения  участников образовательного процесса. Запрос на  современное образование, решающее, помимо прочего, задачи  духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно  высок, чтобы остаться без ответа.  В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной  культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости  решения труднейших культурологических, этических,  правовых, психологических, дидактических и воспитательных  проблем.  В этой связи актуальным становится включение в школьную  программу курса. Основы религиозных культур и светской этики,  имеющего комплексный характер, знакомящего школьников сосновами различных мировоззрений и опирающегося на нравственныеценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
 
Цель комплексного учебного курса ≪Основы религиозныхкультур и светской этики≫ — формирование у младшего подросткамотиваций к осознанному нравственному поведению, основанномуна знании культурных и религиозных традиций многонациональногонарода России и уважении к  ним, а также к диалогу  с представителями других культур и мировоззрений.  Учебный курс является культурологическим и направлен наразвитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственныхидеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских  традиций, на понимание их значения в жизни современногообщества, а также своей  сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» —являются объединяющим началом для всех понятий, составляющихоснову курса (религиозную или нерелигиозную).  Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования  вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах  гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими  ценностями. Курс  должен сыграть важную роль как в  расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном  процессе формирования порядочного, честного,  достойного гражданина.  Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность  в многообразии, многоединство,  поликультурность, — отражает  культурную, социальную, этническую, религиозную сложностьнашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа Россииформируется исторически и основывается на ряде факторов:
-         общая историческая судьба народов России;
-        единое пространство современной общественной жизни,  включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный  веками диалог культур, а также общность социально-политического  пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой.  Все его модули согласуются между собой по педагогическим  целям, задачам, требованиям к  результатам освоения учебного  содержания, достижение которых обучающимися должен  обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах  отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей  младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:  «Основы православной культуры», «Основы исламскойкультуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейскойкультуры», «Основы мировых религиозныхкультур», «Основысветской этики».
Образовательный процесс  в границах учебного курса и сопутствующей  ему системы межпредметных связей формирует у обучающихсяначальное представление о религиозных культурах исветской этике посредством:
-         ориентации содержания всех модулей учебного курса на общуюпедагогическую цель —воспитание нравственного, творческого,  ответственного гражданина России;
-         педагогического согласования системы базовых ценностей,  лежащих в основе содержания всех модулей учебного  курса;
-         системы связей, устанавливаемых между модулями учебного  курса, а также между ними  и другими учебными предметами  (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
-         ориентации учебного содержания на совместное осмысление  педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем  развития личностной ценностно-смысловой сферы младших  подростков;
-         единых требований к результатам освоения содержания  учебного  курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах  учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически  моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных исветских культурных традиций. Сама национальная духовность сучётом многообразия и глубины её составляющих неможет исчерпыватьсясодержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
Комплексный учебный курс «Основы религиозныхкультур и светской этики»изучается в объёме 1 часа  в неделю  в 4 классе.
Основные содержательные модули курса:
-         Основы православной культуры
-         Основы исламской культуры
-         Основы буддийской культуры
-         Основы иудейской культуры
-         Основы мировых религиозных культур
-         Основы светской этики.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебногокурса с его согласия и по выбору его родителей (законных  представителей) предлагается для изучения один из шести учебных  модулей.  Образовательное учреждение на основе определения образовательныхпотребностей обучающихся и их родителей (законных  представителей), а также собственных возможностей организации  образовательного процесса самостоятельно определяет перечень  модулей учебного курса. При  этом выбор родителей (законных  представителей) является  приоритетным для организации обучения  ребёнка по содержанию того или иного модуля.  В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация  творческих проектов на основе изученного материала.  Проекты могут быть как  индивидуальными, так и коллективными.  В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить  ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
 
 
 
Основные задачи комплексного учебного курса:
-         знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,  буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозныхкультур и светской этики;
-         развитие представлений младшего подростка о значении  нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности,  семьи, общества;
-         обобщение знаний, понятий и представлений о духовной  культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,  и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческихоснов, обеспечивающих целостное восприятие отечественной  истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени  основной школы;
-         развитие способностей младших школьников к общению в  полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимногоуважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися  российской культуры как целостного, самобытного феномена  мировой культуры; понимания религиозного, культурного  многообразия и исторического, национально-государственного,  духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей,  входящих в учебный курс, должно обеспечить:
-         понимание значения нравственности, морально ответственного  поведения в жизни человека и общества;
-         формирование первоначальных представлений об основах  религиозных культур и светской этики;
-         формирование уважительного отношения к разным духовными светским традициям;
-         знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг,  милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной  культуры многонационального народа России;
-         укрепление средствами образования преемственности поколений  на основе сохранения и развития культурных и духовных  ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных  культур и светской этики»  должно быть направлено на достижение  следующих личностных,  метапредметных и предметных результатов  освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
-        формирование основ российской гражданской идентичности,  чувства гордости за свою Родину;
-        формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверияи уважения к истории и культуре всех народов;
-        развитие самостоятельности и личной ответственности за  свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе;
-        развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-        воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных  состояний;
-        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками  в различных социальных ситуациях, умений не создавать  конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-        наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному  отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
-        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
-        формирование умений планировать, контролировать и оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её реализации; определять наиболее эффективные  способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы  в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-        адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных  коммуникативных и познавательных задач; 
-        умение осуществлять информационный поиск для выполнения  учебных заданий;
-        овладение навыками смыслового чтения текстов различных  стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний  в соответствии с задачами коммуникации;
-        овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесенияк известным понятиям;
-        готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать  возможность существования различных точек зрения и права каждого  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать  свою точку зрения и оценку событий;
-        определение общей цели и путей её достижения, умение  договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение  окружающих.
Требования к предметным результатам:
-        знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как  основы культурных традиций многонационального народа России;
-        знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание  их значения в выстраивании конструктивных отношений   в обществе;
-        формирование первоначальных представлений о светской  этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности  России;
-        осознание ценности нравственности и духовности в человеческой  жизни.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУРИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности  восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные  христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое  правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к  труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие  в России. Православный храм и другие святыни. Символический  язык православной культуры: христианское искусство  (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный  календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.  Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального  и многоконфессионального народа России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час   в неделю (34 часа)
Модуль «Основы православной культуры»
№ ур

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся



Используемые

ресурсы



$11.     

Россия — наша Родина.

Знакомятся с историей возникновения и комплексного  распространения православной  культуры.



Изучают  основы  духовной  традиции  православия.



Дают  определения  основных  понятий  православной  культуры.



Учатся  устанавливать  взаимосвязь  между  религиозной  (православной)  культурой  и  поведением  людей.



Знакомятся  с  описанием  основных  содержательных  составляющих  священных  книг,  описанием  священных  сооружений,  религиозных  праздников  и  святынь  православной  культуры.



Учатся  описывать  различные  явления  православной  духовной  традиции  и  культуры.



Излагают  свое  мнение  по  поводу  значения  православной  культуры  в  жизни  людей,  общества.



Знакомятся  с  развитием  православной  культуры  в  истории  России.



Учатся  анализировать  жизненные  ситуации,  выбирать  нравственные  формы  поведения,  сопоставляя  их  с  нормами  православной  культуры.



Учатся  к  толерантному  отношению  к  представителям  разных  мировоззрений  и  культурных  традиций.



Учатся  приводить  примеры  явлений  православной  (или  другой  религиозной)  традиции  и  светской  культуры  и  сравнивать  их.



Осуществляют  поиск  необходимой    информации  для  выполнения  заданий.

Участвуют  в  диспутах:  учатся  слушать  собеседника  и  излагать  свое  мнение.



Готовят  сообщения  по  выбранным  темам





Программа  комп-лексного  учебного  курса  «Основы  религиозных  куль-тур  и  светской  этики»



Учебное  пособие  «Основы  право-славнойкультуры»



Книга  для  учителя  «Основы  религиоз-ных  культур  и  светской  этики»

Справочные  мате-риалы  для  обще-образовательных  учреждений.



Книга  для  родителей  «Осно-вы  религиозных  культур  и  свет-ской  этики»

Справочные  мате-риалы  для  обще-образовательных  учреждений.



Электронной  по-собие  «Основы  религиозных  куль-тур  и  светской  этики»

$12.     

Культура и религия.

$13.     

Человек и Бог

$14.     

Православная  молитва.

$15.     

Библия и Евангелие.

$16.     

Проповедь Христа.

$17.     

Христос и Его Крест.

$18.     

Пасха.

$19.     

Православное учение о человеке.

$110. 

Совесть и раскаяние.

$111. 

Заповеди.

$112. 

Милосердие и состра-дание.

$113. 

Золотое правило этики.

$114. 

Храм.

$115. 

$116. 

Икона.

$117. 

Творческие  работы.  Подведение  итогов

$118. 

Как христианство пришло на Русь.

$119. 

Подвиг.

$120. 

Заповеди блаженств.

$121. 

Зачем творить  добро

$122. 

Чудо в жизнихристи-анина

$123. 

Православие  о  Божием  суде.

$124. 

Таинство  Причастия

$125. 

Монастырь

$126. 

Отношение  христиа-нина  к  природе.

$127. 

Христианская  семья

$128. 

Защита  Отечества

$129. 

Христианин  в  труде

$130. 

Любовь  и  уважение  к  Отечеству

31

-

34

Итоговая  презентация  творческих  проектов  учащихся

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
 
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем  задачи, решения которых можно добиться при соответствующем  материально-техническом  обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светскойэтики» должны быть в наличииследующие объекты и средстваматериально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству  учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий,  дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания  иллюстративного материала;
  технические средства обучения (предметы и устройства,  которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую,  контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
-        классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц, картинок;
-        демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной  демонстрации изучаемых объектов и явлений группе  обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть  предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор,  музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения  аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор  ,экспозиционный экран и др.);
-        вспомогательное оборудование и устройства, предназначенныедля обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства  применения наглядных средств обучения, эффективной организации  проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др.;
  экранно-звуковые пособия,  передающие содержание образования
                                через изображение, звук, анимацию и кинестику:
-        электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных  культур и светской этики»;
-         дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные  ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы,  слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные ссодержанием курса;
  библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
-        учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/
преподавание учебного курса «Основы религиозных культур исветской этики» (комплексная программа, учебные пособия дляучащихся, методическая/справочная литература для учителя идр.);
-        нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения  государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования  основ религиозных культур и светской этики;
-        специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической  помощи (учебники по религиоведению, культурологии,  книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной  культуре, истории религий, окружающему миру, литературе  и др.);
-        научно-популярные книги, содержащие дополнительный  познавательный материал развивающего характера по различным  темам курса;
-        хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных  произведений, тематически связанные с содержанием  курса;
-        документальные источники (фрагменты текстов исторических  письменных источников, в том числе и религиозных, дающих  целостное представление об историческом развитии религий мира);
-        энциклопедическая и справочная литература (философские  и религиоведческие словари, справочники по теории и истории  религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий  и др.);
-        религиозная литература (рассказы для детей о священных  книгах);
-        художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным  разделам курса;
  печатные пособия, в том числе картографические издания,  иллюстративные материалы.
СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания  районного

методического  объединения

учителей  ОРКСЭ

от  _______________________ 2013 г.  № 1



Руководитель  РМО  ____________ Логачева О.Н

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора  по  УВР



____________________  Гаврилова Е.Б.