Конкурс «Урок Просвещения 2013»

В  январе 2013 г. стартует Конкурс на создание методических разработок уроков к учебникам и учебным пособиям, выпущенным издательством «Просвещение». В нем могут принять участие специалисты/группы специалистов в области образования (учителя, педагоги дополнительного образования,  преподаватели и методисты, магистранты и аспиранты). Одна из номинаций конкурса:

Формирование этнокультурной компетентности учащихся

Используемые УМК и линии:«Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ» А.В. Кураева, В.Л. Чимитдоржиева, М.А. Членова, Д.И. Латышиной» (4−5 классы); «Изобразительное искусство. 5-8 классы» Т.Я. Шпикаловой; «Изобразительное искусство. 5−8 классы» под ред. Б.М. Неменского; «Мировая художественная культура. 6−9 классы» Ю.А. Солодовникова; «Музыка. 5−7 классы» и «Искусство. 8−9 классы» Г.П. Сергеевой.

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (ФГОС: личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования).
  • Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию (Поштарева Т.В.).
  • Формирование этнокультурной компетентности – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей личность, обществом, семьёй, под влиянием средств массовой информации и общения со сверстниками. Обычно данный процесс происходит стихийно, но его можно сделать и целенаправленным. Для этого необходима организованная педагогическая деятельность. Образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для формирования у учащихся этнокультурной компетентности как в ходе учебной, так и внеучебной деятельности.Обладать этнокультурной компетентностью – значит признавать мультикультурализм, обладать глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре, осознавать их различия. При этом хотелось бы отметить, что знания рассматриваются, не как некая сумма обладания информацией о той или иной этнической общности, а как деятельностные основания, реализуемые для достижения эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.
  • Этнокультурная компетентность предполагает понимание происхождения источников и последствий нетерпимого отношения к другим. Важно также знать причины межэтнических напряжений и конфликтов и пути их урегулирования. В этом случае этнокультурная компетентность помогает достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения, присущих этническим группам и их представителям без применения давления, преимущественно при помощи компромиссного и приемлемого для всех решения.
  • Цель этнокультурной компетентности имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность заключается в том, что учащийся должен быть не только «носителем» знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ

1.     Голошумова Г.С. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях сельской школы (http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/10.htm).

2.     Белоусова И.Я. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе реализации предметов регионального компонента (http://www.informio.ru/publications/id146).

3.     Попугаева И.Я., Дынник Л.В., Рязанова В.Н. Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы (http://dopobr.68edu.ru/archives/2411).

4.     Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения (http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/18/793/).

5.     Кречетникова А.В., Нарыгин А.А., Панюшкина Е.В. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений (http://rudocs.exdat.com/docs/index-442513.html).

6.     Поштарева Т.В. О методах формирования этнокультурной компетентности учащихся (http://www.school2100.ru/upload/iblock/6e8/6e81b3e1efaffc3f4a385b1ec05d8f77.pdf).

7.     Чечиева Т.А. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в сельских школах (arshanovschool.ucoz.ru).

8.     Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования
(http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/3/Afanasieva/29_2009_3.pdf).

9.     Розмыслова Л.В. Инновационный проект «Как сердцу высказать себя, другому как  понять тебя…»  (inofon.spb.ru/sites/default/files/u3/Rozmuslova.doc).

10.   Потапова И.А. Характеристика компетентности мультикультурной личности (http://dom-hors.ru/issue/spp/2012-2/potapova.pdf).

11.   Школа развития этнокультурной компетентности учащихся (http://www.школа-282.рф/docs/Programma_razvitiya.pdf).


Заявки на конкурс «Урок Просвещения-2013» и конкурсные материалы принимаются до 22 марта 2013 г. на электронном носителе почтовым отправлением с пометкой«Урок Просвещения-2013»по адресу:127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, дом 41, комн. 423 или в электронном виде на e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Положение и дополнительная информация по конкурсу «Урок Просвещения» размещены в соответствующем разделе сайта издательства «Просвещение»:http://www.prosv.ru/umk/konkurs
Контактный телефон: (495)689-12-86, 789-30-40 (добавочный 4074, 3493), e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Приглашаем принять участие в конкурсе«Урок Просвещения»и с нетерпением ждем интересные и содержательные методические разработки!