состоялась детская паломническая поездка по святым и историческим местам России

Опубликовано: 01 августа 2019
Просмотров: 760

По благословению преосвященнейшего Павла епископа Ейского и Тимашевского, с целью духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, в период летних школьных каникул с 13 по 26 июля 2019 года, состоялась семейная паломническая поездка воспитанников духовно- просветительского центра имени преподобного Сергия Радонежского при храме Вознесения Господня города Тимашевска по святым и историческим местам России, посвященная 1050-летию преставления святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги (969 год) и 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
В поездке приняли участие 38 человек, возглавил поездку руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ейской епархии, настоятель храма Вознесения Господня г. Тимашевска протоиерей Виктор Савенко. За время пути мы посетили Костомарово, Задонск, Серпухов, Торжок, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Пушкин, Свирица, Старая Ладога, Валаам, Кронштадт, Псков, Печера, Истра. Приложились к 26 мощам святых угодников: св. муч. Белогорских, свт. Тихон Задонский, бл. кн. страстотерпцев Бориса и Глеба, преп. Ефрем Новоторжский, преп. Варлаам Серпуховской, свтт. Иоанн, Никита, Геннадий, бл.кн. Владимир, Мстислав, Феодор, Анна Новгородские, св. царств. Страстотерпцы имп. Николай, импц. Александра, цесаревич Алексий, вел. кн. Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, Елисавета, инокиня Варвара, прав. Евгений врач, бл.кн. Александр Невский, блаж. Ксения Петербургская, св. прав. Иоанн Кронштадский, преп. Александр Свирский, Сергий, Герман, Антипа, Герасим Аляскинский и все святии Валаамские, равноап. вел.кн. Ольга, св. благ. кнн. Всеволод и Довмонт, блаж. Николай, прмч. Иосаф Псковские, преп. Иона, Марк, Лазарь, Корнилий, преп. Васса и вси святии Печерские.
13 июля после молебна «о путешествующих» мы отправились в путь в село Костомарово. Спасский женский монастырь расположен в двух километрах от правого берега реки Дон, близ села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.
14 июля мы молились на Божественной литургии, приложились к чудотворной иконе Божией Матери “Костомаровская”. Эта икона была написана на листе цинка, время написания – вторая половина 19 века. Автор – Шокорев Василий Вячеславович, академик Московской Академии художеств (1834-?) В годы богоборчества была прострелена шестью пулями, следы от которых сохранились по сей день. Также в этот день мы побывали в городе Задонске и посетили Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, который был основан в начале 17 века, около 1610 года. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима. Там мы приложились к мощам святителя Тихона Задонского. Вечером прибыли в город Серпухов.
15 июля посетили Серпуховской Введенский Владычный женский монастырь. Этот монастырь один из древнейших на Подмосковной земле, был основан в 1360 году святителем Московским Алексием по повелению Пресвятой Богородицы, голос Которой он услышал от Ее иконы. У паперти Введенского собора Владычнего монастыря в Серпухове погребен преподобный Варлаам – строитель этой древней обители, живший в XIV веке. В 1878 году во Владычнем монастыре явилась чудотворная икона «Неупиваемая чаша», ставшая самой известной его святыней. В монастыре издавна почитались также и другие чудотворные реликвии. Вечером мы приехали в Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь г. Торжка, где нам провели экскурсию. Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. 16 июля по пути в Санкт- Петербург мы посетили Великий Новгород. Новгородский детинец - памятник военно-оборонительного зодчества Росси XV-XVII веков, расположенный на левом берегу реки Волхов. Одним из достопримечательностей кремля является памятник «Тысячелетие России», воздвигнутый в Великом Новгороде на кремлевской площади в 1862 году в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Авторами проекта памятника являются художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Идеологическая основа памятника – утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». Силуэт памятника похож, то ли на вечевой колокол, то ли на шапку Мономаха. Трёхуровневое деление монумента подчёркивает известную доктрину тех времён: «Православие, самодержавие, народность». На верхнем уровне Ангел, символизирующий православие, благословляет женщину - Россию. На втором уровне шесть групп. Каждая, из которых представляет одну из вех развития Российского государства: от Рюрика с южной стороны до Петра Великого с северной. Идущая по всему кругу внизу лента горельефа, совместила в себе всю российскую историю. Далее мы отправились к Собору Святой Софии – выдающемуся и бесценному памятнику русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород». В стенах собора располагается большое количество древних икон. Однако есть в соборе два чудотворных образа, которые на протяжении пяти столетий исцелили и направили на путь истинный миллионы людей. Первой чудотворной иконой является «Спас на престоле». Этот образ был написан в шестнадцатом столетии и считается одним из самых старинных икон по всему миру. Вторая икона – это «Тихвинская Божия Матерь». Этот образ один из самых почитаемых среди христиан. Точно не известно, когда была написана эта икона, однако есть сведения, что она исцеляла православных людей в конце пятнадцатого столетия. Также в соборе находятся: Икона Софии Премудрости Божией, Икона Божией Матери "Знамение", икона Успения Пресвятой Богородицы (с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского). Мы смогли приложиться к мощам святых, погребенных в Софийском соборе: святитель Никита, святитель Иоанн и святитель Григорий, святой благоверный князь Владимир Ярославич, святая благоверная великая княгиня Анна, святой благоверный князь Феодор Ярославич, брат святого благоверного великого князя Александра Невского, святой благоверный князь Мстислав Храбрый. Вечером,
16 июля, мы прибыли в Крестовоздвиженский казачий собор г. Санкт- Петербурга, в котором молились на ночной литургии в день памяти святых Царственных Страстотерпцев и причастились Святых Христовых Таин.
17 июля. Наше знакомство с городом началось с посещения Александро-Невской Лавры. Александро-Невская лавра Петербурга расположена в самом конце Невского проспекта. Она занимает участок, который находится между реками Невой, Монастыркой и Обводным каналом. Предположительно, на месте, где Черная речка соединяется с Невой, в середине июля 1240 года случился бой войска князя Александра Невского со шведами. Во имя победы над шведскими войсками в 1704 году Петр I отдал приказ построить здесь монастырь и назвал его Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. Здесь находятся мощи св. бл. князя Александра Невского. Далее мы посетили Казанский собор - кафедральный собор, расположенный в самом центре города, в котором хранится главная святыня города - Казанская икона Божией Матери. Казанский собор - это памятник архитектуры 19 века, выполненный в очень необычной форме и памятник русской воинской славы. В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи. Особо почитаемой святыней в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга является чудотворная Казанская икона Божией Матери, являющаяся списком с оригинала, явленного во граде Казани в 1579 году 8 июля по старому стилю. Дальше мы посетили Дворцовую площадь, прошли мимо Зимнего дворца на набережную Невы к Сенатской площади, где расположен памятник основателю города императору Петру I - “Медный всадник”, бесспорно, самый известный, давно ставший символом Северной столицы. Он окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока – Адмиралтейство, с юга – Исаакиевский собор.
Вечером мы побывали в Царском Селе, ныне город Пушкин, который формировался как летняя резиденция императорского двора. Первый дворец, построенный в Царском Селе – Екатерининский, он был возведен архитектором Растрелли в середине XVIII века и является крупным шедевром стиля барокко. В конце XVIII века был построен Александровский дворец, выдающийся памятник классицизма. Екатерининский и Александровский парки, сформировавшиеся вокруг дворцов, - прекрасные образцы садово-паркового искусства восемнадцатого столетия.
18 июля нас в гостях принимал преподобный Александр Свирский, перед святыми мощами которого мы отслужили молебен. Cвято-Троицкий Александра Свирский мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга. Монастырь основан святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае, в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Мы приложились к святым мощам преподобного Александра Свирского, которым более 5 столетий, но даже сейчас лицо Александра Свирского сохранилось и имеет схожесть с его изображениями на старинных рукотворных иконах. Более того - нетленные мощи святого старца до сих пор имеют постоянную температуру здорового человеческого тела — 36,6 градусов.
Дальше наш путь лежал в Старую Ладогу. Это один из древнейших городов и первая столица Руси. Сегодня это небольшое село в Ленинградской области. Тысячелетие назад здесь был крупный международный порт, позволявший славянам вести торговлю со странами Европы. Расположенная на крупнейших евразийских трансконтинентальных путях, Ладога, как её тогда называли, была ремесленным центром, преуспевающим городом, международным портом и даже надёжным банком. В башнях крепости находится музей, рассказывающий об истории и крепости и самой Старой Ладоги.
19 июля. С утра мы поехали поклониться святой блаженной Ксении Петербургской и отслужили молебен. История святой Ксении Петербургской такова, что она отказалась от всех благ земной жизни, потеряв мужа и переживая, что он умер, не успев покаяться. Любовь к ближним и их спасение стали основой её подвига - казаться безумною и терпеть людские насмешки. Ксения смиренно всё вынесла, трудилась, молилась, постилась и странствовала, за что Бог дал ей дар быть прозорливой и творить чудеса. За чудесные исцеления, сотворённые её молитвами, вся часовня на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга испещрена людскими благодарностями. В 1988 году святая блаженная Ксения была канонизирована.
Во второй половине дня мы посетили музей «Ленрезерв». Живая история Великой Отечественной войны предстала перед нами в виде коллекции раритетных мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, десятков единиц уникальной военной техники, стрелкового и холодного оружия, амуниции, боевых знамен, средств связи, предметов быта, подлинных документов, трофеев.
Вся экспозиция, прежде всего, связана с блокадным Ленинградом, а также показывает подвиг простого русского человека в непростые военные годы.
Память — наша совесть
Опять война,
Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,

Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна.
(Ю. Воронов)
Естественно, что после посещения музея, мы не могли не посетить Пискарёвское кладбище. Оно основано в 1939 году на северной окраине Ленинграда и было названо по названию располагавшейся неподалёку деревни Пискарёвка. В 1941-1944 годы стало местом массовых захоронений. В братских могилах захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта. По некоторым данным там захоронено около полумиллиона человек. Мемориал был открыт 9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Вечный огонь был зажжён от огня на Марсовом поле. Мы почтили память, помолившись об усопших. Вечером, того же дня, мы совершили экскурсию по вечернему Петербургу, с посещением Петропавловской крепости. Мы узнали много интересного от нашего православного экскурсовода Ирины Николаевны.
20 июля в 5.00 мы отправились в поселок Приозерск, затем на метеоре мы прибыли на остров Валаам. Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля».
Есть на земле места, словно предназначенные для напоминания о первозданной гармонии бытия. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам - архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем. Валаамский мужской монастырь носит высокое звание ставропигиального. Иначе говоря, подчиняющегося непосредственно Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Он пережил многочисленные разрушения и восстановления, был сожжен шведами и снова отстраивался вопреки всему. Точная дата его основания неизвестна, но историки говорят о Х столетии, когда на Руси появились первые миссионеры-монахи из Византии. Они поселились на пустынном острове Валаам и ценой неимоверных усилий отстроили в северной глуши монашескую обитель. Доподлинно известно, что святую обитель основали преподобные Сергий и Герман. Многие иконы Валаамского монастыря, а также другие святыни были вывезены монахами в 1940 году, а переговоры о возвращении Валаамской иконы Божьей матери продолжаются и сегодня. Однако после возрождения обители здесь хранятся такие святыни:
• мощи преподобных Германа и Сергия, основателей монастыря;
• мощи одного из старцев обители, Антипы Валаамского;
• список Валаамской иконы богоматери (чтимый).
По возвращении в Петербург нас ждал небольшой концерт всемирно известного кобзаря Василия Александровича Жданкина, он исполнил древние православные казачьи баллады 17-18 веков о любви, вере, житейской мудрости на украинском и русском языке.
21 июля в 7.00 утра мы отправились на Божественную Литургию в храм Спаса на Крови, где все желающие исповедались и причастились. Храм Спаса на Крови, история строительства которого началась с трагедии 1 марта 1881 года, ныне считается одним из самых необычных соборов России. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора Александра II, имеет такой праздничный вид? Согласно христианскому учению, смерть - это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Далее мы посетили Исаакиевский Собор и узнали историю его создания.
Этот собор - самый известный и величественный храм Санкт-Петербурга, памятник архитектуры позднего классицизма, до Октябрьской революции главный храм Петербурга. Заложен в честь Петра I и назван по имени св. Исаакия Далматского, день которого совпадает с датой рождения Петра I. Во второй половине дня мы поехали в город Кронштадт. Посетили квартиру-музей святого праведного Иоанна Кронштадтского, где совершили молебен. В этой квартире, на втором этаже, 31-летний священник поселился в 1860 году. Здесь, в шаговой доступности от собора, он и прожил все последующие годы своего служения. А это, без малого, всего 53 года. После этого мы отправились Морской Никольский собор - один из главных достопримечательностей Кронштадта. Это не только главный храм Военно-морского флота России, но и филиал Центрального военно-морского музея, памятник погибшим морякам. Он - ориентир для кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному фарватеру: его золотой крест и серебряный купол, украшенный золотыми якорями, видны издалека. Недалеко от Собора находится морской порт, где у причала стоят корабли, украшенные к празднику Военно- морского флота. А мы спешим в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, чтобы приложиться к мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского.
22 июля мы попрощались с Санкт-Петербургом и поспешили в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Официально датой основания общины считается 1473 г., когда миссионер преподобный Иона построил (точнее, выкопал в песчаном холме) первую Успенскую церковь. Сегодня Псково-Печерская обитель - одна из крупнейших и известнейших в России, важный паломнический центр, хранительница духовных скреп и ценный культурный объект. Мы побывали в «Богом зданных пещерах», где покоятся останки иноков и святых старцев. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В Успенском храме находятся:
• чудотворная Псково-Печерская икона Успения Божией Матери в житии (с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери), по одной из версий, написанная псковским иконописцем Алексеем Малым и в 1521 году подаренная монастырю;
• два чтимых списка с чудотворной иконы «Умиления» Божией Матери, написанных в XVI и XIX веках;
• рака с мощами преподобномученика Корнилия;
• икона святителя Николая в житии, XVI век.
Во 2-й половине XX-го века в нем подвизались ныне прославленный в лике святых иеросхимонах Симеон (Желнин), известные старцы архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Алипий (Воронов), схиархимандрит Агапий (Агапов), схиигумен Савва (Остапенко), валаамские старцы и множество других подвижников благочестия. 23 июля мы посетили главную достопримечательность г. Пскова - Псковский Кремль. Второе название этого сооружения - Псковский Кром. Кром - это древнерусское название Кремля и части города, которую он огораживает. На своей территории Кремль имеет множество старейших выдающихся произведений архитектуры: колокольни, башни, вечевая площадь и главное наследие города, Троицкий собор Псковского Кремля. Кроме уникального иконостаса, в храме можно увидеть мощи псковских святых, старинные иконы, некоторые из которых были написаны в XVI веке. Среди святынь, особо чтимых верующими, можно назвать следующие: раку с мощами святых: князей Довмонта и Всеволода Псковского, мученика Иоасафа Снятогорского, блаженного Николая Псковского; ковчег с частью Ризы Пресвятой Богородицы; ковчег с мощами святителя Николая; ковчег с мощамий великой княгини Ольги; икону с мощами преподобного Серафима Саровского; образ Чирской Божией Матери; образ Казанской Божией Матери; образ великомученика Пантелеймона. 24 июля мы исповедовались и причастились в подземном храме Константина и Елены Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря (г. Истра, Московской обл.) Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия - Галилея, Вифлеем, Елеон. Старинный русский город Истру можно по праву назвать центром религиозной и культурно-просветительской жизни. 25-26 июля мы возвращались из паломнической поездки в г. Тимашевск, одухотворенные и наполненные новыми впечатлениями и знаниями о святых и культурно-исторических местах России.