КАК ВЫЖИТЬ И НЕ СОЙТИ С УМА В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ - мнение психолога

Опубликовано: 21 марта 2022
Автор: Tatyana Просмотров: 626

Обычно слова, использованные в этом заголовке, — преувеличение для привлечения внимания. Но сегодня мы оказались в таком мире, где эти определения и обороты описывают действительность, увы, правдиво. Уклад жизни пошатнулся, и это касается абсолютно всех.

Юлия Берникова
психолог

Антистресс

Каждый день, а кому-то и каждый час приносит новые пугающие переживания. И тем, кто находится в зоне боевых действий, и тем, кто следит за этим по сводкам новостей или испытывает страх за жизнь своих близких, и тем, кто видит, какие последствия все происходящее уже принесло и еще принесет его собственной, казалось бы мирной, жизни. Очень многие люди не чувствуют себя в безопасности. А безопасность — это наша базовая потребность. И к большинству помогающих специалистов клиенты приходят сегодня со страхом, бессилием и другими тяжелыми чувствами.

Что с нами происходит и что с этим делать, чтобы действительно не сойти с ума? Мы поговорили об этом с психологами Натальей Терещенко, Викторией Пекарской и Александром Волынским.

БИТЬ, БЕЖАТЬ, ЗАМИРАТЬ, РАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ

Виктория Пекарская:

«Мы биологически приспособлены справляться со стрессом. Проблема возникает, когда стресс становится разрушительным. Когда начинают истощаться защитные силы организма, перестают работать механизмы адаптации — это уже дистресс, угроза психологической травмы.

У нас есть три естественные реакции на стресс — бей, беги, замри

Еще добавляют «падай», то есть отстраняйся, избегай, и «дружи» — жди спасения от других (fight, flight, freeze, flop, friend).

Из этих состояний будут рождаться формы реакций: агрессивное поведение, физический уход — бегство, прекращение реагирования на стимулы, отстраненность и перекладывание ответственности на других».

Наталья Терещенко:

«Реакции на сильный стресс бывают разные. В первую очередь — шок. Человек замирает, дезориентирован, может отрицать опасность. Многие начинают активно действовать с «холодной» головой, при этом ничего не чувствуя. Обычно после стресса такой человек заболевает или попадает в апатию, депрессию.

Кто-то много плачет или сильно злится. Это самые здоровые реакции. Они пройдут быстрее и, скорее всего, бесследно. Главное — не останавливать выражение своих эмоций. Хорошо, если есть, где телесно выразить все, что накопилось. «Сжечь» адреналин и кортизол». 

Александр Волынский:

«Стресс — это реакция на то, что я в опасности. А дальше это может быть действительно ситуация реальной опасности, которая угрожает мне здесь и сейчас. Либо это могут быть какие-то мои навязчивые мысли об этой опасности, и для психики нет разницы.

Реакция на стресс — это возбуждение, повышенная готовность

Когда эта реакция запущена, наше тело готовится к выполнению физического действия. Нервная система подготовилась действовать, убегать-нападать. И нам нужно затрачивать дополнительную энергию, чтобы блокировать это действие.

Очень сильно влияет на уровень стресса бесконечное ментальное прокручивание, бесконечное повторение одних и тех же мыслей, и оно часто происходит в ситуациях, когда не было возможности действительно действие совершить. Тело постоянно посылает нам сигналы, которые на уровне головы выглядят как повторяющиеся мысли, мысли опять запускают эмоциональную реакцию, и этот круг крутится вхолостую».

ОПОРА В ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Регулярный стресс и постоянно меняющиеся обстоятельства приводят к потере опоры. В ситуации турбулентности ресурсное состояние не такое, как в спокойные времена.

Виктория Пекарская:

«Ресурсное состояние сейчас — это отделить то, на что я могу влиять, от того, на что я не могу влиять сейчас. То есть — перестать пытаться контролировать то, что проконтролировать вы не можете».

Вот несколько работающих способов привести себя в ресурсное состояние здесь и сейчас.

Но помимо техник мгновенной самопомощи есть еще способы организации жизни, чтобы происходящее можно было легче пережить.

Виктория Пекарская:

«Режим и предсказуемость — самые эффективные способы вернуть себя в ресурсное состояние. Жизнь должна стать скучной, как в санатории. Будто вас водит мама за руку и говорит: «Начнем с зарядки. Раз-два. Работаем. А сейчас, дорогой, у нас обед. Молодец. Теперь 20 минут лежим в кровати. Поспишь — хорошо, нет — просто полежи. Теперь делаем то-то».

Это относится ко всем, но понятно, что у людей, ночующих в бомбоубежищах, может не быть такой возможности. Им нужен план. Наличие плана — как мы действуем в той или иной ситуации, — будет давать ресурс. Постарайтесь придумать более чем один вариант действий в ответ на каждую из ситуаций, возможность которых предполагаете».

Наталья Терещенко:

«Самая главная поддержка для нас — это другие люди, близкий контакт глаза в глаза. Обнимать детей, смеяться с ними вместе или что-то обсуждать, играть. Общение с любимым человеком, секс, тепло и забота. Общение с друзьями, домашними любимцами. Возможно, у вас есть кто-то, кто вас хорошо успокаивает или вдохновляет. Поговорите с этим человеком. Получите от него поддержку или заряд бодрости. И конечно же, каждому человеку в кризисе нужен психотерапевт».

 

 

 

Источник: Елена Богданова

 

 

 

Ещё в таких обстоятельствах помогает Церковь и обращение к Богу.  Придите в   храм, в любое доступное для посещения время,  пусть это будет не во время службы. Посидите в тихом уголке,  не обязательно искать священника и что-то ему  рассказывать,  довольно просто  тихо посидеть и обдумать ситуацию,  можно своими словами поговорить с Богом,  не бойтесь того,  что это выйдет неумело.  И   совсем необязательно соблюдать дресскод,  всё придёт потом,  а сейчас  у вас другая задача.

Если трудно прийти, можете позвонить в наш храм  есть телефон ДОВЕРИЕ, где отвечает священник 

+7 989 210 22 2

Попробуйте.