ЕГЭ – причина суицида в системе образовании России

Опубликовано: 06 октября 2014
Просмотров: 1422
Источник: Промышленные ведомости

"Не надо кошмарить ЕГЭ!" – призывал Андрей ФУРСЕНКО после череды коррупционных скандалов, сопровождавших ввод этого экзамена в штатный режим. Недостатки будут устранены при совершенствовании технологии ЕГЭ, обещал новый министр образования Дмитрий Ливанов.
6769Меры нового руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова по усилению контроля над ЕГЭ и наказания нарушителей привели к кратному росту количества самоубийств среди школьников и всеобщей истерии вокруг единого экзамена. Фактически это означает провал многолетнего эксперимента, который проводил НИУ ВШЭ по постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 с единственной целью: совместить школьный выпускной и вузовский экзамены.
Россия занимает шестое место по числу самоубийств – после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. Но по частоте подростковых суицидов мы опережаем мир почти в три раза. В Южной Корее наблюдается ежегодный постэкзаменационный всплеск суицидов среди школьников, сдающих ЕГЭ. Считается, что причиной самоубийств служат психические травмы, наносимые ребенку в семье и в школе, в том числе при сдаче ЕГЭ.
Признанием угрозы психическому здоровью, исходящей от ЕГЭ, стало решение Департамента образования Москвы организовать в 2014 году предэкзаменационную психологическую подготовку учащихся и судорожные попытки Минобрнауки снять со школьников лишний стресс при возможности пересдать любой предмет в случае, если при первой попытке абитуриент получает неудовлетворительную оценку.
Очевидно, что без знания причин возникновения и времени последействия полученного стресса, принятые во благо меры приводят к противоположным результатам. На перманентность воздействия токсинов вируса ЕГЭ на систему образования указал Святейший Патриарх Кирилл 30 августа с.г. на встрече с участниками I православного форума "От сердца к сердцу".
"Удивительно, но дети в школе сейчас не столько получают знания, как раньше, сколько готовятся к ЕГЭ – нужно пройти эти тесты, а все остальное вторично. И получается, что мы не готовим человека к высшей школе, не вооружаем его системой знаний, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу – правильно проставить при тестировании крестики и палочки... Мы должны разрушить эту доминанту в существующей практике образования – получать только те знания, которые необходимы для сдачи ЕГЭ. Такой подход не может создать общей картины, общего видения, которое в старые времена называли мировоззрением, научной картиной мира" – сказал Патриарх Кирилл.А вот автор и научный руководитель эксперимента с ЕГЭ, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в своей статье "С вышки виднее" видит только процедурные недостатки: "Сегодня речь может и должна идти только о том, как совершенствовать процедуры ЕГЭ". Уходит он и от конкретного вопроса, почему студентов "Вышки" так часто отчисляют с первого курса. Не желает он нести ответственность и за суицидальную угрозу своего проекта.
Это высказывание как раз тот случай, когда, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, "мы, по неведению или неопытности (не хочу сказать по "злой воле", не хочется в это верить), разрушим свое образование, свою школу – в то время, когда наука, технологии, знание и образование являются главным двигателем развития человеческого общества".
Экспертное сообщество неоднократно предупреждало об опасности процедур ЕГЭ для качества образования, жизни и здоровья учащихся. Модели и факторы разрушения образования изложены в ряде публикаций.
Технократизм процедур ЕГЭ в применении к человеко-машинной системе связан с некомпетентностью его творцов не только в психологии и эргономике образования. Суицидальные проявления выходят за рамки психологии и рассматриваются в психиатрии как глубокие церебральные (мозговые) нарушения функций центральной нервной системы человека. Все разговоры о борьбе с человеческим фактором, якобы негативно влияющим на объективность ЕГЭ, свелись к созданию сурдокамеры для экзаменуемых, где психические нагрузки сенсорного голода служат грозным испытанием даже для космонавта.
Напомню: сурдокамера (от лат. Surdus – глухой и камера) – это помещение со звуконепроницаемыми стенами, служащее для проведения физиологических, психологических и других исследований, а также тренировок (например, при подготовке космонавтов) в условиях отсутствия звуковых раздражителей. Конечно же, такое помещение не предназначенное для процедур учебного процесса в школе.
В жесточайших условиях звуковой изоляции даже назойливое жужжание мухи способно довести человека до белого каления. Галлюцинации, некритичное восприятие действительности, неспособность воспринимать убедительные доводы и рекомендации инструктора – не редкость в поведении испытуемых при экспериментах в сурдокамере.
К пытке ЕГЭ еще никто не привык. Как и в сурдокамере, здесь можно сойти с ума от напряженной тишины и при ограничении времени на тест, когда даже шорох кажется выстрелом. Когда скучающие учителя и наблюдатели начинают громко разговаривать друг с другом, ходить и мешать ученикам сосредоточиться на тестах ЕГЭ. Раскаты же грома неизменно вызывают обмороки у школьниц. Стресс, полученный при проведении ЕГЭ, аккумулируется с новым витком психического напряжения при ожидании оценки результатов.
Зампред Комиссии ОП РФ по развитию образования Любовь Духанина признает, что основные переживания связаны со сроком проверки материалов. "Наши ребята не привыкли к такому долгому ожиданию. Ведь до ЕГЭ, когда экзамены писали в своих школах, результат был известен уже через день-два. А сейчас подсчет баллов ведется в течение 8 дней".
Справедливо задать вопрос об импульсе последействия от полученного стресса. Когда и каким образом он проявляется в жизни и оказывает влияние на качество последующей образовательной деятельности человека?
К числу известных работ в этой области можно отнести труд французского ученого Поля Абели, который исследовал игровые отношения личности, направленные на саму себя. В этом случае томительное ожидание человек облегчает соревнованием не с соперником, а с самим собой. При уходе в себя он оказывается под гнетом чувства одиночества, провоцирующего суицид и серийные преступления. По ассоциации со стихийным движением ремесленников, бессмысленно уничтожавших в 18 веке оборудование фабрик, якобы несущее им разорение, Абель назвал данный эффект "луддизмом".
Жирную точку в дискуссиях о суицидальном последействии ЕГЭ ставит открытие основателя российской патопсихологии и одного из создателей психологического факультета МГУ Блюмы Зейгарник. Получивший ее имя эффект – знаменитая психологическая закономерность, гласит: память о незавершенных действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершенных. "Вообще современный мир устроен таким образом, чтобы не оставлять человека наедине с самим собой. Потому что это опасно" – утверждает ведущий российский специалист в области духовных, культурных традиций китайской цивилизации и современных социально-экономических процессов в странах ШОС. Идея Минобрнауки снять предэкзаменационное волнение за счет возможности пересдать ЕГЭ на практике кратно увеличивает давление на психику школьника от стресса и одиночества, как и вероятность трагедии.
Замечу: специфику психологии ЕГЭ законодательство РФ не учитывает. Пункт 10.31 федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья учащихся, утвержденных приказом Минобрнауки № 2106 от 28 декабря 2010 г. устанавливает только продолжительность итоговой аттестации, перерывы между экзаменами и организацию питания учащихся.
О психологической сложности для таланта преодолеть ЕГЭ известно давно. Данный феномен подтверждает завуч московской школы № 444 с углубленным изучением математики и информатики Ольга Шадрикова: "Ученикам нашей школы, например, решить 6 трудных задач легче, чем сделать 19 простых и правильно заполнить бланки".
Абсурден допрос в Бутырском райсуде "гордости школы", самого умного в классе "школьного стрелка" Сергея Гордеева, признанного судмедэкспертами невменяемым в момент преступления. В поведении этого "преступника" давно наблюдался суицидальный синдром ЕГЭ. Серийность подобных событий в США подтверждает истину: законы природы неизменно наказывают всех, кто не стремится их познать.
Синдром ЕГЭ, как совокупность признаков болезни, проявил себя задолго до повсеместного распространения пресловутого экзамена С этой болезнью американцы столкнулись полвека назад на боевом дежурстве в подземных командных пунктах ракет "Минитмен-1". Те же проблемы психического свойства, влияющие на боеготовность главного вида Вооруженных сил СССР, возникли пятью годами позже в РВСН.
Чтобы решить в кратчайшие сроки эти проблемы к участию в комплексной НИР "Дедукция" были привлечены ведущие отечественные педагоги и психологи, в НИУ Минобороны были сформированы специальные подразделения обитаемости, инженерной психологии и эргономике. Итогом НИР стала практическая апробация положений деятельностного подхода, теории поэтапного формирования умственных действий и трансформационной теории обучения.
Стал очевиден эффект снятия стресса биологической обратной связью, что выражается, например, в почитании подводниками и шахтерами крыс и канареек, попытках космонавтов пронести в сурдокамеру живые цветы. В истории ВМФ известен случай, когда командир АПЛ на несколько часов задержал выход в море, дожидаясь возвращения на борт корабельной крысы. Исследованиями было установлено негативное влияние дефицита биологической обратной связи на качество работы и подготовку специалистов – операторов.
На процедуры ЕГЭ возложена задача полного исключения биологической обратной связи в расчете на получение школьником информации через экран компьютера даже в устных экзаменах, для чего требуются специальные навыки оператора.
"Главную задачу нам решить удалось: мы смогли уйти от учительской субъективности при оценке тех знаний, что ученик получил в школе" – заявил директор центра образования "Измайлово" Александр Рывкин.
Разочаруем коллегу. С водой он выбросил и ребенка. Оценить качество образования под силу только учителю – и никогда ЕГЭ с синдромом суицида.