Обязан ли христианин встречать любую опасность с открытым забралом и всегда быть готовым к смерти? Уклоняться от опасности — всегда ли значит предавать веру?

Опубликовано: 25 июля 2020
Просмотров: 741

С началом эпидемии многие сознавали, что молитва — едва ли не главное, что от нас требуется и что может помочь. Но в реальности храмы закрылись для прихожан,
Таинства стали труднодоступными — и ровно тогда, когда они, казалось бы, нужнее всего… У многих заскребло в душе: что же это, страх перед вирусом оказался сильнее нашего доверия Богу? А не пахнет ли тут отступничеством от Христа? Не обещает ли

Евангелие, что и волос с головы человека не упадет без воли Отца Небесного? (Ср. Мф 10:29–30.) В Откровении Иоанна Богослова не сказано ли, что у боязливых одна участь с неверными — гореть в озере, полыхающем серою (Ср. Откр. 21:8)?
Выбор между «святым бесстрашием» и «разумной осторожностью» — не новый. Его приходилось совершать еще апостолам, а после — их преемникам — епископам, которым апостолы препоручили совершение Таинств, церковное руководство и дело учительства. О них мы поговорим в свое время. Но прежде всего взглянем на пример Самого Иисуса Христа. Пример, следовать которому по определению должен каждый христианин. Откроем Новый Завет: В Евангелии от Иоанна говорится, что после очередного спора с иудеями Иисус в течение некоторого времени ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его (Ин 7:1). Он сделал вид, что не пойдет даже на праздник поставления кущей в Иерусалиме. Вы пойдите на праздник сей, — сказал Иисус Своим нареченным братьям, — а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось (Ин 7:8). Другой эпизод мы находим в Евангелии от Луки. Иисус приходит в синагогу в Назарете, читает фрагмент из книги пророка Исаии и обращает внимание собравшихся на один крайне неприятный для них момент: Бог нередко оставляет израильтян, уверенных в своей праведности и избранности, и благословляет язычников — людей, по-видимому далеких от истинной веры, зато искренних и ищущих Бога.

Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился (Лк 4:28–30). Что значит — пройдя посреди них? Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Лопухин предполагал, что Господь воспользовался Своей божественной властью и, «одним повелительным взглядом заставив расступиться теснивших Его людей, спокойно прошел среди них». Схожее мнение высказывал другой известный толкователь Евангелия Борис Гладков. Всё это может нас озадачить:
Мы же помним, что в Гефсимании, когда Иуда привел туда вооруженных людей, Господь не стал им сопротивляться. Апостол Петр попытался вступиться за Учителя, но Тот велел ему вложить меч в ножны: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов
Ангелов? Как же сбудутся Писания, что тáк должно быть? (Мф 26:53–54.)
Почему же тогда в Назарете Спаситель, можно сказать, сбежал от разъяренной толпы?
Не потому, что «бегал от страданий» вообще, а потому, что «ждал определенного времени», объяснял толкователь Нового Завета блаженный Феофилакт, епископ Болгарский: «Он пришел пострадать за нас; а теперь, когда еще [только] начиналась Его проповедь, Ему не дóлжно было предавать Себя на смерть».

 

Источник: Журнал Фома