"Добро и зло" доклад протоиерея Виктора Савенко на Х Духовно-образовательных чтениях Ейской епархии

Опубликовано: 23 ноября 2022
Автор: Tatyana Просмотров: 790

X Михайло-Архангельские духовно-образовательные чтения

Ейской Епархии на тему:

«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

 

Доклад «Добро и зло» - православное учение. Протоиерей Виктор Савенко, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ейской Епархии, благочинный Тимашевского округа, настоятель храма Вознесения Господня г. Тимашевска.

 

 

Термин "глобальный" происходит от латинского слова "globus - шар", относится к Земле, а начиная с 60-х годов ХХ ст. получил широкое распространение и используется, в основном, для обозначения наиболее важных общепланетарных проблем современной эпохи.

Наш правящий Архиерей, епископ Ейский и Тимашевский Павел в своём выступлении упомянул о высказывании конгрессмена США о России.  Позвольте обратить Ваше внимание на это более подробно. После того, как 30 прогрессистов в Конгрессе США отозвали свое письмо с призывом к мирным переговорам с Россией, конгрессмен-демократ Джейми Раскин убеждён, что война против России оправдана, поскольку Россия "сейчас является мировым центром антифеминистской, антигейской, антитрансгендерной ненависти". "Россия — православная страна с традиционными социальными ценностями. Именно поэтому она должна быть уничтожена, вне зависимости от того, какую цену за это придётся заплатить Соединённым Штатам", - заявил он две недели назад, 31 октября 2022.

В США три высших федеральных органа государственной власти: 1) законодательная (Конгресс США), 2) исполнительная (Президент США), и 3) судебная (система федеральных судов).

То есть, США самовольно присвоили себе законодательное право истины последней инстанции определять, что в мире является «добром», а что «злом» и кому на нашей планете разрешено жить, а кому – нет!?

 

Вспомним, что ещё Рональд Рейган, в свою бытность президентом США, 39 лет назад, назвал нашу страну «империей зла» 8 марта 1983 года в Орландо, штат Флорида, причём перед Национальной ассоциацией евангелистов – их церковью, и ему никто из американских христиан не возразил!?

 

Очевидна главная глобальная проблема современности: «добро» - наша истинная святая православная вера законодателями США объявляется «злом», а «зло» объявляется и узаконивается как «добро»! Абсолютная смена понятий, духовная революция, переворот, всё с ног на голову! А зачем? С человеческой точки зрения ответить на этот вопрос сложно! С духовной точки зрения Православная Церковь отвечает однозначно: подготовить человечество к пришествию и воцарению антихриста! Как Господь Иисус Христос проповедовал 3,5 года до своей Крестной Смерти, так и антихрист будет править миром 3,5 года перед Вторым Страшным Пришествием Спасителя!

 

Это духовная война, о которой ещё 2000 лет назад сказано Богочеловеком. Апостол Павел пишет в послании к Ефесянам (глава 6, 10-18). «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».

«Мироправители тьмы века сего» нас приговорили к смертной казни, за то, что мы православные! А мы не знаем, за что нас хотят убить, так как большинство православных крещенных жителей России даже элементарных понятий о своей вере не имеют!? Нас Господь предупредил, облёк в броню, дал щит, шлем, оружие, а мы об этом даже не слышали!?  Сколько учителей, родителей и учеников хотя бы один раз прочитали евангелие, умеют различать христианское «добро» и «зло», знают Богослужение и умеют молиться в храме и дома, а главное в духовной жизни: искореняют в себе греховные качества–страсти, и развивают в себе святые качества-добродетели? Мы обязаны вооружить наших детей этим победоносным духовным оружием. Здесь в тылу мы тоже воюем, мы воины Христовы! Для этого у нас есть занятия «разговоры о важном», «час духовности», уроки ОПК, интеграция «православного миропонимания» в другие школьные предметы.

 

Мы часто слышим вопрос: «Куда же ваш Бог смотрит? Почему Он не остановит зло?». Обратимся за ответом к одной и многих дисциплин, которые изучаются в духовных учебных заведениях - «догматическому богословию».

Когда мы говорим о природе «добра и зла», то этим самым мы сразу же вникаем проблему метафизики, поскольку понимаем, что это не явления физического порядка, а его истоки. Они находятся где-то за пределами этой нашей обычной физики, нашего природного мира.

 

Согласно православному учению Бог не является творцом зла. Весь сотворенный Им мир был весьма хорош. Это означает, что зло не существует как самостоятельная природа, но есть определенное состояние разумной природы, точнее, извращенное состояние воли разумных существ.

С конца III в. вплоть до Блаженного Августина святые отцы Церкви ревностно боролись против манихейства, которое учило о бытии в мире двух равных начал – Бога и «анти-Бога». Отвергая такого рода дуализм, отцы учили что зло есть недостаток, порок, болезнь природы. Как отдельная природа зло не существует.

 

Этот ответ, был достаточным для опровержения манихеев, но в нем не учитывается активность зла, реальность его разрушительного присутствия в мире. Когда в последнем прошении молитвы Господней «Отче наш» мы взываем: «Избави нас от лукавого», – то этот лукавый не есть просто больная природа, но демоническая личность, активная в своей злобе. Итак, зло – это не только «недостаточность» природы, в нем есть активность, одержимость воли. Конечно, зло всегда паразитирует, существует за счет какой-либо доброй по своей сути природы. Даже бесы по своей природе не имеют ничего дурного, но состояние их воли – исступленная злоба.

 

Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная.

Таким образом, зло относится не к сущностям, а к личностям, хотя зло, безусловно, повреждает природу, которой овладевает. «Мир во зле лежит», – говорит Иоанн Богослов (1 Ин. 5:19). Зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога. «Зло не есть, – пишет Диадох Фотикийский, имея в виду, что оно не существует как самостоятельная природа, – или, вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают».

 

Бог по величайшей любви к своим творениям, наделил ангелов и людей Своей Божественной сущностью – свободной волей. Благодаря этому, направляя свою волю к Богу, каждый человек может достичь святости. Несмотря на Своё всемогущество, лишить нас свободной воли Бог не может! Также не может нас заставить Его любить, соблюдать Заповеди и жить по Его воле. Ибо любовь есть только там, где есть свобода и искренность. Лишение нас свободной воли или насилие над ней – это зло, а Бог выше этого, Он зло не творит. «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что, Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8).

 

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1Ин. 3, 4)» - читаем мы в 1-м послании апостола Иоанна Богослова, таким образом, нарушение закона Божия, есть грех. Внешне он выразился во вкушении запретных плодов, а момент нравственный, личный аспект греха, состоял в противлении воле Божией, в нарушении Божественного порядка. Если бы человек принял заповедь в духе сыновней любви, он ответил бы на Божественное повеление полным самоотречением; он добровольно отказался бы не только от запретных плодов, но и от всякого внешнего предмета, чтобы жить только с Богом, чтобы устремляться только к единению с Ним. Божественная заповедь указывала воле человеческой путь, по которому ей надлежало следовать, чтобы достичь обожения, – путь отрешения от всего, что не есть Бог.

НО Воля человеческая избрала путь противоположный: отделившись от Бога, она подчинилась власти диавола. Святитель Григорий Нисский и преподобный Максим Исповедник обращают особое внимание на целевую направленность греха: вместо того, чтобы следовать своей естественной расположенности к Богу, человеческий ум обратился к миру; вместо того, чтобы одухотворять тело, он сам отдался течению животной и чувственной жизни, подчинился материальному.

Простая и легкая заповедь, данная человеку, содержала в себе вкратце весь Закон: богопочитание, послушание воле Божией, воздержание. Поэтому преступление прародителями данной им заповеди было грехом диавольской гордыни, внушившей им разорвать свой союз с Богом, чтобы жить своей независимой жизнью, грехом возмутительного неповиновения и противления воле Божией, выраженной в заповеди, а также грехом глубокого принижения своей собственной природы через подавление в душе высших духовных ее стремлений и вовлечение ее в стремления плотские и грубочувственные. Человек добровольно подчинился всем страстям, которые, по Апостолу, действуют в мире, – похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1Ин. 2, 16). По Тертуллиану, в преступлении прародителей заключался грех против всех заповедей десятословия. «Здесь были, по словам Блаженного Августина, и гордость, потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией, и поругание святыни, потому что не поверил Богу, и человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти, и любодеяние духовное, потому что непорочность человеческой души нарушена обольщением змия, и татьба (воровство), потому что воспользовался запрещенным древом, и любостяжание, потому что возжелал большего, чем скольким должен был довольствоваться».

 

Нарушив заповедь, человек должен был испытать на себе действие закона, о котором предупреждал Бог: в тот же день смертью умрете (Быт. 2,17). Телесная смерть – разлучение души и тела – для Адама последовала через 930 лет, но духовная смерть – разлучение души с Богом – осуществилась немедленно. Мы видим, что для современного человека Бог дейсвительно мертв – в Бога мало кто верит и даже не задумывается о смысле жизни, не понимает зачем нужны храмы, священство, молитвы.

 

Человек лишился благодати, и первое, что он увидел, – это то, что он наг, а первое, что ощутил, – стыд. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 7). Конечно, до этого они не были слепы, но Божественная благодать, озарявшая их тела, скрывала от их очей наготу, поэтому никакие плотские помыслы не оскверняли ум прародителей. Теперь же человеческий ум, по словам святителя Григория Нисского, как опрокинутое зеркало, вместо того, чтобы отражать Бога, принимает образ бесформенной материи. Страсти потрясают первоначальное иерархическое строение человеческого существа.

 

Омрачение ума прародителей проявилось в том, что они пытались скрыться от Лица Божия среди деревьев рая, забыв и о Божественной любви, и о вездесущии Бога, а потом и о Его всеведении: пытались оправдаться. Кроме того, человека охватили греховные помышления. В современном человеке это дополнительно проявляется в том, что мы постоянно ошибаемся.

Воля человека ожесточается во грехе: вместо покаяния прародители избирают лукавое самооправдание и обнаруживают враждебность по отношению к Богу. Их воля утратила святость, приобрела удобопреклонность ко злу, так как в ней утвердился закон греха.

Омрачение чувств сказалось в том, что вместо сыновней любви к Богу они испытали перед Ним рабский страх. Вместо взаимной любви они ощутили сначала похоть, то есть увидели друг в друге предмет эгоистического удовольствия, испытали стыд, а затем вражду друг к другу – Адам во всем обвиняет Еву и Бога. Так грех разделяет не только человека и Бога, но и людей между собой.

 

Человек создан по образу Святой Троицы трехсоставным и состоит из тела, души и духа, причем дух – это наша религиозность, то чем мы отличаемся от животных, ибо у животных нет духовности. Грех поразил всё естество человека: тело стало подвержено болезням, страданиям и смерти; в душе омрачились ум, чувства, воля; в духе омрачились советь, страх Божий и жажда Бога.

 

Помрачение ума, воли и чувств прародителей – это были признаки духовной смерти, которой человек подвергся в результате грехопадения. Духовная смерть не была актом мести со стороны Творца, но она стала естественным следствием отделения человека от Бога. Диавол первый отверг Бога, и потому первый испытал такую смерть. По его коварному совету и человек впал в непослушание и сделался участником в утрате жизни.

 

 «Чем дальше человек уходит от жизни», – говорит святитель Василий Великий, – тем ближе он к смерти». Но жизнь – это Сам Бог, и отвержение Жизни – смерть.

Бог не создавал смерти ни для души, ни для тела. Он не сказал: «Умри в тот день, когда вкусишь от древа познания добра и зла!», но – «Ты умрешь в тот день, когда вкусишь от него». Не сказал Он также: «Возвратись в прах!», но – «Ты вернешься в землю». Он предсказывал и предупреждал, но не запрещал того.

Смерть, таким образом,плод греха и существует в мире вопреки воле Божией. Грех является жалом смерти, и через смерть он царствует в мире.

 

В нашей земной жизни духовно-нравственным злом, прежде всего с христианской точки зрения, является гордыня – главная сущность диавола (отсутствие жертвенной любви). Все мы горды до одного человека. Но в чем разница: одни это видят в себе и борются, а другие опаляют окружающих огнем своей ненависти и безумия.

Проявлением гордыни прежде всего является в осуждение других (я же лучше, я бы так не сделал, американцы же выше и имеют право убивать русских, украинцы возгашают – москаляку на ыляку…)

Святые отцы гордыню-самомнение называют медной стеной, стоящей между человеком и Богом.

 

И напротив, святые отцы говорят, что первым признаком начинающегося здравии души являются видение своей греховности и дальнейшее её искоренение с Божией помощью (исповедь, причастие, молитва в храме – лечение в духовной лечебнице). Ведь во время Богослужения Бог нам служит, исцеляет свой благодатью наши тело, душу и дух. Восстанавливает греховную поврежденность. Это мы видим на практике, ибо после молитвы в храме христианин испытывает успокоение, облегчение, вразумление, радость, любовь, здравие… Поэтому целью духовного обучения, является помочь человеку увидеть свои страсти и научить его молиться в храме, подвести к Богу - Врачу душ и телес для исцеления.

 

Добродетель начинается только тогда, когда я побуждаю себя сделать добро. Добродетелью в христианстве является только то, что связано с понуждением себя к исполнению заповедей. Там, где нет понуждения и добра нет. В евангелие об этом говорится: «Царство Божие нудится» (Мф. 11:12), то есть приобретается силою, с напряжением, борьбой со своим ветхим человеком.

 

В беседе с детьми, мы говорим, что Бог – это абсолютное добро, любовь, счастье или блаженство. Смысл христианской жизни – «в Бога богатеть (Лк. 12, 21)», принять Его в свою душу, «не я живу, а живёт во мне Христос (Галатам, 2, 20)», то есть наполняться Божественными качествами, любви, чистоты, красоты, жертвенности благодаря молитве, участию в святых таинствах и творению добрых дел. «Пустите детей приходить ко мне и не возбраняйте им» (Лк. 18,16) – говорит Иисус Христос. И Мы взрослые обязаны из привести ко Христу.

 

За что в Евангелии люди попадали в ад – место, лишенное Бога, света, «где плачь и скрежет зубов (Матфея. 22, 13)». Например, в притчах «О талантах», «О страшном суде», «О богаче и Лазаре», грешники оказывались в преисподней не за какие-то злодеяния, а за то, что не творили добра, не заботились о ближних и высокомерно проходили мимо тех людей, которых Господь посылал на их пути, за то, что не уподобились Богу в делах жертвенной любви. Поэтому не нужно бороться со Злом, нужно жить по воле Божией, творить Добро, не грешить и Зла в нас будет!

 

В Священном Писании образ света часто используется для определения непостижимой Божественной сущности. Он символизирует духовную истину и святость. Исцеляя слепорожденного, Господь сказал: «Я свет миру (Ин.9:5)». Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос вновь напомнил слушавшим Его: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин.12:46)». «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин.1:5)». Детям часто приводят такой пример: «Если в темной комнате открыть двери и окна, то солнечный свет её мгновенно наполнит, а тьма исчезает, от неё никакого следа не остаётся. Но если плотно закрыть все окна и двери, то тьма снова появляется».

 

Святитель Феофан Затворник об этом говорит так: «И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде».

 

Сегодня мы видим добрые плоды преподавания ОПК. 19 августа в Тимашевском казачьем кадетском корпусе на педагогической конференции по вопросам казачьего образования, представители министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и ИРО (института развития образования) привели официальные статистические данные о том, что после начала «специальной военной операции», резко упало количество желающих поступить в военные училища! И наоборот, на Кубани увеличилось количество желающих поступить в казачьи кадетские корпуса! Ответственные работники министерства это связывают в первую очередь с преподаванием ОПК. Таким образом, даже начальные знания православия повышают уровень патриотизма нашего подрастающего поколения.

 

Поэтому давайте откроем Богу наши души и души наших детей, потому по великой любви к нам «Господь стоит у дверей и стучит: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр. 3, 20)». Чтобы Бог наполнил нашу жизнь истинным светом, добром, радостью и всеми Божественными добродетелями и изгнал из нас и из нашей Святой Руси всю тьму врагов, видимых и невидимых!

 

Благодарю за внимание! Спаси Вас Господь!