Елена Кондратьева-Сальгеро. Пока не научились

Опубликовано: 29 июля 2014
Просмотров: 1577
Статистика, конечно, вещь серьёзная и необходимая, но уж больно бесстрастная и сухая. С одинаковой симпатией посчитает и смертность, и рождаемость, и поголовье крупного рогатого скота, и экспорт картофеля, и импорт велосипедов, и количество антидепрессантов на душу населения.
01303502000200Души тоже на учёте: данные oб учащихся и выпускниках религиозных академий, о наполнении семинарий и монастырей регулярно обновляются и оглашаются. Число семинаристов во Франции, например, в среднем практически не изменилось за последние 10 лет, и даже несколько возросло, несмотря на регулярные публичные сожаления о "кризисе в духовных призваниях" (ср : в 2011г – 710 семинаристов, в 2012г. – 755, в 2014г. 770 – не так всё мрачно, как в прессе малюется).

В монастыри и религиозные сообщества тоже не толпами ломятся, но всё же проживают там около 37.000 человек, среди которых большинство женщины (74%) и между прочим женщины образованныe (61% с дипломами высших учебных заведений).

Статистически учтены даже признанные официальной церковью явления Богородицы. Такая въедливая, эта статистика : найдётся всё и всех посчитают. Данные обработают, оформят в графики и таблицы, сделают выводы, приведя всех к одному знаменателю. Считать, кстати, начали давно.

Вот, например, одна из первых "сводок" явлений Богородицы в Восточной и Западной Европе, за период с 1100 по 1896 гг (всего 49 официально признанных случаев), в процентном содержании: в Италии – 27%, во Франции – 22%, в Испании – 10%, в Англии – 8%, в Германии-14%, в Польше – 6%, в других странах – 13%. Среди тех, кому было явление, лиц мужского пола – всего 71 чел., женского – 65 чел, взрослых – 69, детей и подростков (до 15 лет) – 59 чел, и т.д. Всё заприходовано, всё на месте.

С выводами не стоит торопиться, почему в одной стране так, в другой эдак, а третья вообще молчит на щекотливую тему: не то народ прагматичный и осторожный, наученный горьким опытом, никого не спешит оповещать. Не то, официальные представители, прагматичные и осторожные, тоже наученные горьким опытом, не спешaт признавать отрапортованное подлинным " влением", а не судорогой искренне экзальтированной натуры. А то ещё может быть кризис – экономический, политический, религиозный, и подобного рода явления просто теряются в массе более хлёсткой информации. Кризисы, они как статистика – всех найдут и обсчитают. Не суть.

Суть в том, что в общепланетной сумятице, наиболее известныe в мире местa явлений Божией Матери в настоящий исторический момент представляют собой, пожалуй, единственные очаги духовного напряжения и действительного (пусть и недолгого, но очень мощного) единения людей самых разных национальностей, и даже самых разных конфессий. Паломников и просто туристов. Верующих, сомневающихся и даже твёрдо отрицающих категорическим императивом.

Ни один "марш мира", протестная демонстрация, лихой концерт или благотворительный фестиваль не соберёт и не объединит такое количество людей, под вечной и недостижимой идеей безграничного человеколюбия, как такие вот, "не выдерживающие рациональной критики" и вызывающие приступы безудержного желчеиспускания у либерально настроенной общественности места.

Может быть, потому, что любой марш мира, протестная демонстрация или концерт в защиту кого-то от кого-то объединяет единомышленников общей ненавистью к кому-то и за что-то. Христианское паломничество объединяет только любовью. Ко всем. Не за что-то, но несмотря ни на что. И не важно, на каких языках многотысячная толпа на огромной площади сливается с голосом говорящих над нею в микрофон : сначала, на французском, затем, на английском, потом на немецком, на итальянском, на испанском, на польском, на русском, и даже на украинском (именно так, потому что, в связи с всепроникающими кризисами и вездесущeй статистикой, и русских, и украинцев по миру узнают и принимают всё больше).

Суть в том, что сотни людей в толпе продолжают двигаться вместе по площади вселенских размеров, с горящими свечами в руках. Свечи тонкие и длинные, бело-голубые, в обрамлении такого бумажного знаете пакетика, призванного охранять маленькое пламя от блуждающих ветров.

А ветры блуждают, чудят и просто хулиганят. И то и дело, то у одного, то у другого в толпе гаснет свеча. А то и хуже – загорается бумажный пакетик, призванный пламени на защиту. То и дело, то там, то здесь, оперативно и легко тушат замовозгоревшееся. И то и дело, то одному, то другому протягивают горящую свечу, к которой cклоняется его погасшая.

Иногда, погасшая гасит и ту, от которой пыталась разгореться. Тогда со всех сторон тянутся новые руки, склоняются новые головы, новое пламя пытаются разжечь те у кого горит своё. И всё это время процессия продолжает двигаться.

В толпе много серьёзно больных и страшно покалеченных людей, но никто не кажется несчастным. И ни об одном из присутствующих нельзя ни сказать, ни подумать : " Принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися " (Мф.6:16) Почему-то лица у всех бестолково счастливые, как у детей впервые видящих салют. Они безусловно счастливы прямо сейчас и безумно хотят, чтобы все-все стали счастливы тоже. Во всяком случае, пока движется процессия и горят свечи.

Они, конечно, потом свечи потушат, разойдутся и снова примутся кого-нибудь ненавидеть, кому-нибудь завидовать и желать всего плохого. Продолжат беспощадно критиковать ближних и дальних, а себя считать обделёнными и незаслуженно затёртыми в рутину. И снова поверят, что жизнь не задалась и не задалась по чужой вине.

Но пока они движутся бок о бок, чувствуют друг друга локтями и с готовностью делятся шатким пламенем свечей – они недосягаемы. Ни ненависть, ни пустая и липкая злоба к ним не пристаёт.

И может быть, они вспомнят об этом в какой-нибудь очень важный момент, когда нужно будет сделать какой-нибудь очень важный выбор. Например, попытаться зажечь свечу другому, против ветра, не спалив всё вокруг.

Если бы " марши мира " и " протестные демонстрации " собирали, объединяли по тому же принципу и хоть ненадолго делали столь же счастливыми столько же людей, в разных частях света, как те самые "духовные профессии", о кризисе которых любят смачно сокрушаться пресса и статистика – процентное содержание вселенской агрессии возможно достигло бы максимально низкого уровня в рекордные сроки. Но это конечно утопия.

Статистика неутешительна и бесстрастна. "Число кандидатов в духовенство во Франции среди 15-25-летних снизилось на треть между 2000 и 2012 гг." Но eсли "число семинаристов практически не изменилось за последние 10 лет", то резкое снижениe попадает на период 2000-2004 гг., после чего наблюдается некоторый взлёт статистической кривой, приведший в 2014г к относительному равновесию.

"Взлёты", кстати, статистика фиксирует при появлении каждого нового Папы, как всплески энтузиазма. А общая картина напоминает покачивающуюся на волнах сомнения, равнодушия, отчаяния и новой надежды лодку.

Значит, всё как всегда – то тише, то сильнее. То гладь, то штормит. Верю, не верю, плюну, поцелую, к сердцу прижму, к чёрту пошлю...

Главное – нарочно не раскачивать. Пока мы не научились самостоятельно ходить по воде.