Продолжаем изучать Ветхий завет, книга Бытие.
Урок от 1 июля 2020 г.
1.Молитва «Царю Небесный» и перед началом учения.
БЫТИЕ 42 глава.
История встречи Иосифа со своими старшими братьями:
42:1- 4. И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите?
2 И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть.
3 Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте,
4 а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо сказал: не случилось бы с ним беды.
Голод по всей земле Ханаанской не обошёл и семью Иакова. Иаков посылает десять своих сыновей, кроме Вениамина, младшего сына Рахили и родного брата Иосифа, в Египет за хлебом.
Вениамин стал единственным утешением для Иакова после исчезновения Иосифа, поэтому он особенно оберегает его, но братья уже не возмущаются по поводу большей любви отца к Вениамину: судя по всему, они повзрослели и ума набрались, изменившись внутренне и духовно в лучшую сторону.
42:5,6 И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими, ибо в земле Ханаанской был голод.
6 Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли.
Момент исполнения пророческого сна Иосифу, на который братья его в своё время рассердились (37:5,11).
Естественно, придя покупать хлеб в Египет, они не могли узнать в начальнике земли Египетской своего брата, которого они продали в рабство: с тех пор прошло более 13 лет и не бывает, к тому же, чтобы раб взлетал до положения начальника и обладал величием властелина земли.
К тому же, Иосиф общался с ними через переводчика –.
Интересные всё же мы, порочные люди: поклониться начальнику - ничуть не ущемляет наших амбиций, а поклониться брату - на грани фола и явление недопустимое, настолько мы испорчены лицеприятием, страстью оценивать человека по чинам его и позволять себе почитать человека или пренебрегать им - в зависимости от его положения в обществе.
42:7,8 И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи.
8 Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его.
Что это в Иосифе заговорило - желание возыметь сатисфакцию, поиздеваться над братьями, довести их до унижения? Нет, ибо Иосиф был человек Божий, праведный. Что же тогда заставило его вести себя сурово и не спешить бросаться братьям на шею с объятьями примирения?
Во-первых, Иосиф хотел проверить, изменились ли братья духовно за это время, ведь примириться, возможно, только с тем, кто раскаивается в преступлении своём. А во-вторых, он беспокоился о том, чтобы вызвать из Ханаана отца своего и мог он это сделать только через братьев своих.
42:9. И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей.
Иосиф отметил про себя момент исполнения пророческих слов, но виду не подал: достаточно ему самому знать о правоте этих снов.
Он выбрал тактику строгого надзирателя для того, чтобы понаблюдать за поведением братьев и увидеть, кем они стали за это время, подумают ли они об отце в этой ситуации и о том, что он голоден или позаботятся о том, чтобы спасать собственные «шкуры».
42:10,11 Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи;
11 мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями.
Братья не испугались и не разбежались врассыпную от обвинения в таких серьёзных подозрениях, но кротко разъяснили ему цель своего визита в Египет: им нужен хлеб и они -честные люди.
42:12-14 Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей.
13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало.
14. И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи;
Иосифу нужна была более подробная информация об отце и о том, как у него дела, поэтому он упорствовал в обвинении братьев. Это помогло. Ибо братья более подробно рассказали о положении дел в семье отца, упомянув даже об исчезновении Иосифа, и о Вениамине, оставшимся с отцом.
Само по себе подозрение в шпионаже братьев помогало Иосифу устроить им испытание, из которого он мог бы понять, кем же стали братья за эти годы, изменились ли они в лучшую сторону или остались такими же бессовестными и равнодушными к отцу.
42:15-17 вот как вы будете испытаны: [клянусь] жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш;
16 пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, [то клянусь] жизнью фараона, что вы соглядатаи.
17. И отдал их под стражу на три дня.
Потребовав привести Вениамина, Иосиф дал им время подумать, посадив их под стражу на три дня: в зависимости от того, какое решение они примут, он и смог бы сделать выводы о том, кто же перед ним в настоящее время.
42:18-20 И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога:
19 если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших;
20 брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали.
Иосиф предлагает им приемлемый для них вариант содержания под стражей одного из братьев до прихода Вениамина для того, чтобы всё же они могли отвезти хлеб отцу. Они покорно согласились принять условия Иосифа.
42:21-24 И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие.
22 Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается.
23. А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик.
24. И отошел от них, и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их.
Иосиф услышал их разговор о том, почему они так покорно соглашаются со всем, что им диктует Иосиф: они признали свою вину за пролитие крови брата, ибо они не думали, что он жив, и смиренно принимают всё то горе, которое валится на них в настоящее время. Значит, в братьях произошли духовные перемены к лучшему.
И отошел от них, и заплакал.
Иосифу нелегко было удерживаться в выбранной «политики» поведения, ибо он любил братьев своих несмотря ни на что. Однако не время ещё было открываться им, ещё не все вопросы выяснил для себя Иосиф в связи с переменой братьев: ведь Вениамин был любимым сыном Иакова так же, как когда-то Иосиф был любимым сыном. Как братья относятся к Вениамину, ненавидят ли и его за то, что отец любит его больше - или нет?
Иосиф желал удостовериться в том, что братья изменились и осознали своё прежнее преступление по отношению к Иосифу - не только на словах, но и на деле.
42:25,26. И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом, а серебро их возвратить каждому в мешок его, и дать им запасов на дорогу. Так и сделано с ними.
26 Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда.
Иосиф снабжает их хлебом и отпускает, оставив у себя Симеона под стражей. Он не берёт серебра за хлеб у братьев своих: это также поможет ему узнать, кто есть его братья, обрадуются ли они тому, что так удачно и в их пользу ошиблись в Египте или нет, присвоят ли серебро это или вернут, как поступают все честные люди.
42:27,28. И открыл один [из них] мешок свой, чтобы дать корму ослу своему на ночлеге, и увидел серебро свое в отверстии мешка его,
28 и сказал своим братьям: серебро мое возвращено; вот оно в мешке у меня. И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?
Возврат серебра обнаружился лишь к ночи, когда братья остановились на ночлег. Один из братьев обнаружил своё серебро в своём мешке, но реакция на это была совсем не радостной.
Они все до одного смутились от обстоятельства этого и насторожились, почувствовав, что неспроста происходит с ними такое, видимо, Бог решил, наконец, воздать им за грех против Иосифа, только они не понимали, что именно их ожидает.
42:29-34. И пришли к Иакову, отцу своему, в землю Ханаанскую и рассказали ему все случившееся с ними, говоря:
30 начальствующий над тою землею говорил с нами сурово и принял нас за соглядатаев земли той.
31. И сказали мы ему: мы люди честные; мы не бывали соглядатаями;
32 нас двенадцать братьев, сыновей у отца нашего; одного не стало, а меньший теперь с отцом нашим в земле Ханаанской.
33. И сказал нам начальствующий над тою землею: вот как узнаю я, честные ли вы люди: оставьте у меня одного брата из вас, а вы возьмите хлеб ради голода семейств ваших и пойдите,
34 и приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять в этой земле.
Пересказ Иакову истории их путешествия в Египет, сурового отношения к ним властелина Египта и его требования арестовать Симеона и привести Вениамина
вы можете промышлять в этой земле.
Они рассказали и о том, что Иосиф даже предложил им расположиться с торговлей в земле Египетской в случае, если они приведут своего младшего брата в Египет, забрав его у отца: весьма заманчивое предложение для предприимчивых братьев со стороны Иосифа. Что они выберут: возможность промышлять в Египте ценою отправки Вениамина в Египет или всё же придумают что-то другое, оставив Вениамина отцу?
42:35. Когда же они опорожняли мешки свои, вот, у каждого узел серебра его в мешке его. И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и испугались.
Когда же они стали освобождать все мешки, то обнаружили, что серебро каждого - им возвращено. И не было радости в сердце их и на этот раз от того, что так «восхитительно» им удалось провернуть операцию в Египте и бесплатно раздобыть хлеба, оставшись при своих деньгах. Все они испугались безмерно, и Иаков испугался тоже, ожидая неприятностей ещё и со стороны Египта, не только от голода земли Ханаанской.
Интересно отметить, что Бог не вмешивается в этот период в дела и беспокойства Иакова, хотя вполне мог бы и успокоить Своего служителя хотя бы через сон или, послав ангела Своего, например. Но нет, Иаков предоставлен сам себе и своим переживаниям и вынужден сам принимать какие-то решения в своей жизни, справляясь с проблемами бытия так, как получалось у него справляться. И сам Иаков не беспокоил Бога своими проблемами, хотя мог бы и просить Его о помощи.
Следовательно, Бог вершит Свои дела так, как угодно Ему и вмешивается лишь в дела тех своих служителей, через которых намеревается осуществить Свои намерения: в данный период Его интересовал Иосиф.
Да и служители Его живут собственными усилиями и всегда стараются решать свои проблемы самостоятельно и на столько, на сколько это возможно, не жалуясь на них Богу и не беспокоя Его лишний раз, если что-то возможно делать и самим для улучшения возникающих неприятных ситуаций.
42:36. И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, - все это на меня!
Иакова не прельстило даже предложение поменять Вениамина на возможность промышлять торговлей в Египте: горе, которое он пережил из-за потери Иосифа, было настолько сильным, что он и слышать не хотел о том, чтобы разрешить Вениамину идти в Египет.
42,:37. И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе.
Рувим заверил отца в том, что никто не собирается оставлять Вениамина в Египте: клятвой убить своих детей он показал, что на 100% вернёт Вениамина отцу (он не собирался на самом деле убивать детей). Нужно было доказать в Египте, что они - не шпионы, освободить Симеона из-под стражи и вернуть его домой, для этого нужен был Вениамин. Но Иаков и слышать не хотел о расставании с младшим сыном:
42:38 Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб.
Иаков готов был оставить Симеона под стражей, но не желал терять ещё и Вениамина вдобавок к Иосифу. И до тех пор, пока хлеба в семье хватало, он не думал о том, чтобы отпустить его в Египет.
Иосиф предвидел, что всё закончится тем, что Иаков вынужден, будет согласиться на его предложение, ибо голод вынудит Иакова рано или поздно поступить против своего собственного желания ради интересов семьи.
Вопросы на размышление.
2.Прочитайте краткую историческую справку о гиксосах.
Завоевание Египта гиксосами.
В конце Среднего Царства в XVIII в. до н. э. в Египет вторгаются иноземные азиатские племена, так называемые «гиксосы».; Поздняя историческая традиция, сохранившаяся у античных авторов, объясняет это племенное название «гиксосы» как искажение египетских слов «правители пастухов». Возможно, что в основе этого объяснения есть доля истины. Гиксосские племена наводнили Египет в период между Средним и Новым Царством, завоевали значительную часть страны и господствовали в Египте свыше 100 лет. Гиксосы были по всем признакам группой кочевых племён, стоявших на значительно более низком уровне хозяйственного и культурного развития, чем египтяне. Имеются все основания предполагать, что название «гиксосы» действительно восходит к каким-то египетским словам, может быть к словам — «правители пустынных стран» («хекау хасут»). Так, очевидно, называли египтяне правителей кочевых азиатских племён, живших к северо-востоку от Египта.
Вторжение гиксосов и завоевание ими всей страны было довольно длительным процессом. Воспользовавшись внутренней слабостью Египта, острой социальной борьбой и раздроблением государства на целый ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых несколько выделялись лишь Фивы, где укрепилась династия «царей юга», азиатские племена стали постепенно проникать в дельту и захватывать там пастбища. Отряды азиатских воинов поступали на службу к мелким царькам Нижнего Египта, образуя основу их военной силы. Вожди азиатских племён получали от них большие земельные участки, и даже целые области в управление. Вслед за мирным проникновением произошло военное вторжение. Ослабленный изнутри Египет стал добычей азиатских завоевателей, гиксосов. Это, очевидно, произошло ещё при последних царях XIII династии. Античная традиция сохранила шесть имён гиксосских царей. Египетские памятники этого времени, главным образом скарабеи, сохранили значительно большее количество имён, однако крайняя скудость документальных данных всё ещё не позволяет в полной мере охарактеризовать эпоху гиксосского завоевания. Судя по именам гиксосских царей, гиксосы представляли собой довольно сложный конгломерат племён, в состав которого входили семитские племена и племена хурритского происхождения. Гиксосы укрепились в Северном Египте, где, как на то указывает позднейшая египетская и античная историческая традиция, они построили свой главный город Аварис в восточной части дельты. Через 1600 лет после правления гиксосов Иосиф Флавий, со ссылкой на Манефона, также жившего более чем через тысячу лет после вторжения, отождествил гиксосов с прародителями евреев, а их изгнание — с исходом евреев из Египта.
Евсевий Кесарийский также утверждал, что библейский Иосиф управлял Египтом именно при гиксосах.
А. Эвен не отрицает возможности связи между событиями: гиксосы, среди которых было много семитов, могли покровительствовать древним евреям и стимулировать их переселение в Гесем, после свержения гиксосских правителей и началось постепенное порабощение евреев.
Современные исследователи предполагают, что этнически гиксосы представляли собой несколько групп, в основном семитских, культурно находившихся под влиянием ханаанской культуры середины бронзового века.
Гиксосы привнесли новшевства в военное дело (колесницы, шлемы, составные луки); также иные культурные влияния в египетскую культуру.
3.Самостоятельно выполните раскраску «Иосиф встречается с братьями». (Раскраски даю взрослым слушателям школы для развития мелкой моторики пальцев рук и развития мозговой деятельности).
4.Рассмотрите картинки, карты.
Занятия подготовила преподаватель ДПЦ им. прпд. Сергия Радонежского г. Тимашевска Рахиль Амировна Чепкасова
|
|
По горизонтали: По вертикали: |