Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
имени А.С. Пушкина
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол №1
от «__ __» ____________________ 2013 года
Председатель педсовета
____________________ Шульга Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры
Ступень обучения (класс) начальное общее образование 4 класс
Количество часов– 34 часа в год Уровень базовый
Учитель: Тимонина Валентина Николаевна
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы религиозных культур и светской этики А.Я. Данилюка (Москва, «Просвещение», 2010 год)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественностьво всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса. Основы религиозных культур и светской этики, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников сосновами различных мировоззрений и опирающегося на нравственныеценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса ≪Основы религиозныхкультур и светской этики≫ — формирование у младшего подросткамотиваций к осознанному нравственному поведению, основанномуна знании культурных и религиозных традиций многонациональногонарода России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен наразвитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственныхидеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современногообщества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» —являются объединяющим началом для всех понятий, составляющихоснову курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложностьнашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа Россииформируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламскойкультуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейскойкультуры», «Основы мировых религиозныхкультур», «Основысветской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихсяначальное представление о религиозных культурах исветской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общуюпедагогическую цель —воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных исветских культурных традиций. Сама национальная духовность сучётом многообразия и глубины её составляющих неможет исчерпыватьсясодержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
Комплексный учебный курс «Основы религиозныхкультур и светской этики»изучается в объёме 1 часа в неделю в 4 классе.
Основные содержательные модули курса:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебногокурса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательныхпотребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозныхкультур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческихоснов, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимногоуважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовными светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверияи уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесенияк известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУРИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 час в неделю (34 часа)
Модуль «Основы православной культуры»
№ ур
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Используемые
ресурсы
|
$11.
|
Россия — наша Родина.
|
Знакомятся с историей возникновения и комплексного распространения православной культуры.
Изучают основы духовной традиции православия.
Дают определения основных понятий православной культуры.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры.
Учатся к толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение.
Готовят сообщения по выбранным темам
|
Программа комп-лексного учебного курса «Основы религиозных куль-тур и светской этики»
Учебное пособие «Основы право-славнойкультуры»
Книга для учителя «Основы религиоз-ных культур и светской этики»
Справочные мате-риалы для обще-образовательных учреждений.
Книга для родителей «Осно-вы религиозных культур и свет-ской этики»
Справочные мате-риалы для обще-образовательных учреждений.
Электронной по-собие «Основы религиозных куль-тур и светской этики»
|
$12.
|
Культура и религия.
|
$13.
|
Человек и Бог
|
$14.
|
Православная молитва.
|
$15.
|
Библия и Евангелие.
|
$16.
|
Проповедь Христа.
|
$17.
|
Христос и Его Крест.
|
$18.
|
Пасха.
|
$19.
|
Православное учение о человеке.
|
$110.
|
Совесть и раскаяние.
|
$111.
|
Заповеди.
|
$112.
|
Милосердие и состра-дание.
|
$113.
|
Золотое правило этики.
|
$114.
|
Храм.
|
$115.
|
$116.
|
Икона.
|
$117.
|
Творческие работы. Подведение итогов
|
$118.
|
Как христианство пришло на Русь.
|
$119.
|
Подвиг.
|
$120.
|
Заповеди блаженств.
|
$121.
|
Зачем творить добро
|
$122.
|
Чудо в жизнихристи-анина
|
$123.
|
Православие о Божием суде.
|
$124.
|
Таинство Причастия
|
$125.
|
Монастырь
|
$126.
|
Отношение христиа-нина к природе.
|
$127.
|
Христианская семья
|
$128.
|
Защита Отечества
|
$129.
|
Христианин в труде
|
$130.
|
Любовь и уважение к Отечеству
|
31
-
34
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светскойэтики» должны быть в наличииследующие объекты и средстваматериально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор ,экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенныедля обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования
через изображение, звук, анимацию и кинестику:
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные ссодержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/
преподавание учебного курса «Основы религиозных культур исветской этики» (комплексная программа, учебные пособия дляучащихся, методическая/справочная литература для учителя идр.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания районного
методического объединения
учителей ОРКСЭ
от _______________________ 2013 г. № 1
Руководитель РМО ____________ Логачева О.Н
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________ Гаврилова Е.Б.
|