«По плодам их узнаете их.
Собирают ли с терновника виноград,
или с репейника смоквы?
Так всякое дерево доброе
приносит и плоды добрые…»
Евангелие от Матфея
Авторы сценария: А. Баринова, А. Тепцов, В. Белов, Г. Кудрин
К моменту начала концерта свет на сцене прибран. Основными элементами сценического оформления являются два проекционных экрана и расположенные как бы двумя крыльями два хоровых станка у подножья центрального баннера сцены рассаживается оркестр.
Издалека слышатся первозданные звуки природы.
На эти звуки на сцену выходят, играя на окаринах, музыканты. Удивительное звучание окарин приглашает на сцену участников. Взрослые и совсем юные (хоровые коллективы, музыканты оркестра), они заполняют крылья хоровых станков, занимают свои места на сцене…
На авансцену выходит Ведущий. Открывает книгу и, обращаясь ко всем собравшимся, зачитывает:
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые… Итак, по плодам их узнаете их. Евангелие от Матфея, глава седьмая, стих шестнадцатый».
Пролог
Будто бы объединяя предрассветное ожидание собравшихся, в центре, как переливы света на каплях утренней росы, звуки русских старинных окарин, переплетающихся в мелодию«Духовного стиха XIV века» (музыка В.Малярова).
На фоне музыки русоволосый мальчуган читает:
«Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту;
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев простоту
И высокою, святою
Нищих духом чистоту!
Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог!
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог.
Ответом на молитвенные слова мальчика, многоголосье хора. Звучит Величание преподобному Сергию Радонежскому (авт. Дадонов)
Негромкие, очень прозрачные переборы гуслей (В. Маляров „Сюита в монастыре“ „Величит душа моя Господи“). На фоне музыки читает Ведущий.
Ведущий:
„Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели“.
Правдивая простота звучания колесной лиры. Исполняется древний распев „Грешный человече“.
Эпизод первый
Ведущий:
В один воскресный день Мария пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном, вместе с прочими женами. Началась литургия…
Мария:
Жизнь — таинство! Но жизнь — и жертвоприношенье.
Признанью верен тот, кто средь земных тревог
Смиренно совершит священное служенье
И верует тому, чего постичь не мог.
Кто немощи души молитвою врачует
И, если душу жизнь обманом уязвит,
Скорбя, без ропота свой тяжкий крест целует
И плачет на земле, и на небо глядит.
Хор подхватывает слова Марии исполнением „О сладкого Твоего Гласа“ (авт. Трубачев)
Ведущий:
Вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул у Марии во чреве, да так, что многие обратили внимание на этот крик. Когда начали петь Херувимскую, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Когда же младенец вскрикнул в третий раз…
Мария:
О, вера чистая, святая,
Ты дверь души в обитель рая,
Ты жизни будущей заря,
Гори во мне, светильник веры,
Гори ясней, не угасай,
Будь мне повсюду спутник верный
И жизни путь мне просвещай.
Ведущий:
Кирилл и Мария рассказали этот случай священнику. Отец Михаил утешил их благодатною надеждою относительно новорожденного. „Не смущайтесь, — говорил он им, — а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святой Троицы“. И благословив дитя и его родителей, служитель алтаря Христова отпустил их с миром.
Хор поет „Богородице Дево, радуйся“ (авт. Трубачев)
Эпизод второй
Вступает оркестр (В. Маляров „Сюита в монастыре“ „У иконы Борородицы“). На фоне музыки Ведущий рассказывает
Ведущий:
Боярин Кирилл состоял на службе у Ростовских удельных князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Это были опасные путешествия, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру. Мария и дети каждый раз прощались с ним, как перед смертью.
На последних словах ведущего гусли умолкают.
Будто бы свет надежды, неяркий, но и не меркнущий в прозрачных звуках, исполняется вокализ С.Прокофьева. Это произведение исполняет детский хор, на фоне музыки звучат слова:
Кирилл (из наставления Вл. Мономаха своим сыновьям):
„Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него“.„Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей“. „И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими… Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся… Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков“.
На это поучение из глубины веков, ответом современной молодежи на сценевоенно-патриотический номер.
Ведущий:
Было у Марии и Кирилла трое сыновей. Старший Стефан, младший Петр, и средний —Варфоломей, которого мы знаем как преподобного Сергия Радонежского. Родители отдали их учиться грамоте, чтобы дети могли читать и разуметь Слово Божие. Братья Стефан и Петр обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Укрываясь в уединении он горько плакал: „Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!“
Отзвуком слов отрока Варфоломея, пение детского хора. Песня В. Толкуновой „Ангел мой“ под аккомпанемент оркестра.
Эпизод третий
Ведущий:
Праведность Кирилла и Марии была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: „страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы“. Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника».
Раз отец послал Варфоломея в поле искать жеребят. На поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца-черноризца, саном пресвитера; благоговейный и ангелоподобный старец изливал здесь пред Всеведущим, слезы сердечного умиления.
Аккомпанемент — рояль (также возможен аккомпанемент оркестра) Музыка П. И. Чайковского(вступление) и проникновенный бас выводит слова: Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
Ведущий:
Поклонившись старцу, Варфоломей сказал: «Помолись за меня Богу, отче святый, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное: я верю, что Бог примет твои молитвы». Старец помолился и бережно вынул из пазухи небольшой ковчежец. Открыв его, он взял частицу святой просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил: «Возьми сие, чадо, и снеждь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания».
Вступает оркестр (В. Маляров «Сюита в монастыре» «Свете тихий»). На фоне музыки Ведущий продолжает.
Но благоразумный отрок не хотел расстаться со святым наставником. Он пал к ногам его и со слезами умолял войти в дом его родителей. «Родители мои», — говорил Варфоломей, —очень любят таких, как ты, отче! Не лиши же и их своего святого благословения!»
Старец последовал за юным странноприимцем, но войдя в дом, наперёд сказал: «Прежде следует вкусить пищи духовной» и вся семья направилась в моленную. Благословив начало Третьего часа, старец велел Варфоломею читать псалмы. Благоговейно осенив себя крЕстным знАмением, отрок начал стихословить Псалтирь стройно и внятно!
Ведущий:
«О, добрые супруги!» — На прощанье, говорил старец Марии и Кириллу. — «Вот, Господь удостоил вас такой великой милости: дал вам такого сына! Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь! Сей отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы и многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей».
Сводный хор «Тебе Бога хвалим» (Д.Бортнянский)
Ведущий:
Гостеприимные хозяева Мария и Кирилл проводили странника до ворот своего дома; но тут он вдруг стал невидим, так что они невольно подумали: не ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну?
Кирилл:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,-то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Мария:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Кирилл:
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
И будто бы тихим светом, пространство наполняется рождественской мелодией В.Ребикова (вальс из оперы «Елка», в исполнении оркестра и детского хора (вокализ, последнее проведение).
Эпизод четвертый
Ведущий:
Мария, видя как Варфоломей желает сохранить душевную и телесную чистоту строгим воздержанием и трудами, уговаривала его пощадить себя, он отвечал:
Чтец (юноша)
Зачем не в то рождён я время,
Когда меж нами, во плоти,
Неся мучительное бремя,
Он шёл на жизненном пути!
Зачем я не могу нести,
О мой Господь, моя надежда,
Твоим страданием страдать,
И крест на плечи твой приять,
И на главу венец терновый!
О, если б мог я лобызать
Лишь край святой твоей одежды,
Лишь пыльный след твоих шагов,
О мой Господь, моя надежда,
Моя и сила и покров!
Тебе хочу я все мышленья,
Тебе всех песней благодать,
И думы дня, и ночи бденья,
И сердца каждое биенье,
И душу всю мою отдать!
Не отверзайтесь для другого
Отныне, вещие уста!
Греми лишь именем Христа,
Моё восторженное слово!
Ведущий:
Кирилл и Мария удивлялись разумным речам своего сына, и, не желая препятствовать его доброму произволению о Боге, обыкновенно говорили ему: «Если ты так рассуждаешь, то делай, как хочешь; Господь с тобою, мы не хотим стеснять тебя в добром, дитя!»
Вступает оркестр (В. Маляров «Сюита в монастыре» «Размышление»). На фоне музыки Ведущий продолжает.
Ведущий:
Господня воля — наша доля. Частые путешествия в Орду, тяжкие дани и непосильные подарки ордынским вельможам, без чего никогда не обходились эти путешествия, жестокий голод, нередко опустошавший Ростовские земли, а больше всего, — бесконечные нашествия ордынцев — крайне расстроили состояние Кирилла. Тогда он задумал перейти на службу к другому князю. Случай скоро представился. «Великий Князь, по малолетству Андрея, поставил в Радонеже наместником Терентия Ртища, который, желая привлечь большее число поселенцев в этот, почти незаселенный тогда край, объявил именем князя разные льготы переселенцам. Туда переселились Кирилл и Мария с семейством, и водворились в Радонеже близ церкви Рождества Христова.
Детский хор исполняет произведение «Свете тихий» акапелла.
Эпизод пятый
Ведущий:
Там же Святые Кирилл и Мария приняли пострижение. По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан, Младший из сыновей Кирилла и Марии Петр также избрал супружескую жизнь. Варфоломей же и в Радонеже продолжал свои подвиги. Не раз он говорил отцу: «Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь».
Вступает оркестр (В. Маляров «Сюита в монастыре» «В келье»). На фоне музыки Ведущий продолжает.
«Помедли, чадо, — отвечал ему на это отец, — сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому — у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание».
Звучит произведение «Ныне отпущаешы», исполняет солист в сопровождении хора.
Ведущий:
Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых мощей его родителей — праведных Кирилла и Марии — в Хотьковском монастыре. За их родительским благословением множество боголюбивых паломников идет в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы.
Кирилл:
Изливая перед святыми родителями преподобного Сергия свои скорби и радости.
Мария:
Испрашивая помощи, утешения, исцеления и благословения на добрую жизнь.
Чтец ребенок:
Кирилл и Мария, спасите
От тех, кто пытается вновь
Родную Россию похитить,
Пролив неповинную кровь.
Прошу вас, святые Хотькова
Взывать перед Сыном своим,
Пусть вымолит Родине снова
Путь в горний Иерусалим.
Звучит финальная песня «Наши православные родители», авторы П. Синявский, А. Журбин в исполнении солистов, сводного оркестра, сводного хора и всех участников.
По окончании песни Ведущий говорит
Ведущий:
Наш концерт,
старания всех его участников,
ваше внимание,
тепло, настроение,
и эти цветы,
мы посвящаем сегодня «Чете достохвальной»
преподобным Кириллу и Марии Радонежским!
Спасибо!
Конец