Добрый день, уважаемые Председатель, члены Ученого Совета,
дорогие магистранты и студенты!
Вашему вниманию предлагается доклад на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛЕТНЕГО ПРАВОСЛАВНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ».
В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет важное внимание патриотическому и духовно-нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения. Принята очередная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»; создана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.) (далее в тексте Концепция); существует федеральная целевая программа "Молодёжь России".
Президент РФ Владимир Владимирович Путин в 2007 и 2008 гг. в посланиях Федеральному собранию подчеркнул: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность...»
Свой вклад в это богоугодное государственное дело вносит Русская Православная Церковь, ибо целью христианской жизни является именно духовно-нравственное развитие и воспитание личности, причём до самой высшей ступени – состояния святости, посредством последовательного восхождения по ступеням праведной жизни, становления лучше и добрее.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указаны:
- национальный воспитательный идеал: в Церкви это Святая Троица – первоисточник любви, основание традиционной семьи: отца, матери и детей; Господь Иисус Христос - идеал мужчины, Божья Матерь – образец женственности и материнства, святые Александр Невский, Димитрий Донской, Сергий Радонежский, Федор Ушаков, Петр и Февронья, Лука Войно-Ясенецкий и великий сонм угодников Божиих – образцы патриотизма, великой праведности.
- базовые национальные ценности: в Церкви это действенная, жертвенная любовь к Богу, человеку, Отечеству;
- в сфере личностного развития: Церковь предлагает установки «становиться лучше»; чёткие представления о смысле жизни, о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести (голоса Божьего в человеке), способности критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; жизненный оптимизм стремления к вечной жизни.
Таким образом, деятельность РПЦ направлена на выполнение социального заказа образованию и совершается в строгом исполнении Концепции и указанных выше государственных документов, которые описывают все стороны обычной жизни православного христианина – патриота и законопослушного гражданина России.
«Ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку – это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления» – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления. ... Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку».
Действительно на наших глазах происходит распространение различных псевдорелигиозных течений, начиная от искаженного христианства, до оккультизма и даже откровенного сатанизма. К этому перечню опасностей для подрастающего поколения сегодня добавились экстремизм, детский суицид, наркомания, алкоголизм, преступность, половая распущенность, однополые браки, деструктивные секты и неформальные молодежные течения.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л. С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Многовековой опыт показал, что указанных выше пороков практически нет в православной среде. Вследствие чего сегодня, верующие родители применяют традиционную систему православного воспитания в отношении своих детей. Теоретические знания об основах православной веры дети получают в «воскресных школах» и христианских семьях, а практические навыки – в православных лагерях. Именно этим обусловлено появление сегодня летних православных лагерей с различной формой организации, которыми за последние 25 лет их деятельности, создана и апробирована методика просветительской работы с детьми и молодежью в каникулярное время, основанная на православном учении. Получен практический опыт их организации и проведения, который ныне активно используется в различных регионах России, том числе и на Кубани.
Таким образом, мы подошли к цели исследования: выявить педагогические возможности наполнения православным содержанием работы с детьми в летних лагерях.
Проблема исследования: каковы возможности наполнения православным содержанием работы с детьми в летних лагерях?
Объект исследования: летний православный детский лагерь как педагогическая система.
Предмет исследования: цели, содержание и средства организации летнего православного детского лагеря как педагогической системы.
Гипотеза: наполнить православным содержанием деятельность летних лагерей возможно при соблюдении следующих условий:
наличие воцерковленных подготовленных кадров;
тщательной подготовке программы проведения лагеря, содержащей православные акценты;
использование эффективных средств и методов воспитания в свете православной традиции;
дифференцированном подходе к детям в зависимости от степени их воцерковленности.
Задачи:
1) Осуществить анализ педагогической системы, выявив особенности целей, содержания и средств духовно-нравственной и православной направленности.
2) Исследовать и систематически изложить методику работы в православном лагере.
3) Описать практические аспекты организации лагеря.
4) Проверить эффективность применения форм и методов работы с детьми в православных лагерях к любым летним лагерям.
5) Привести примеры наиболее успешных проектов деятельности летних лагерей.
Исследование, анализ и апробация результатов проходила при организации и непосредственном участии в проведении православного палаточного летнего детского лагеря «Архангельский» на лесной поляне недалеко от станицы Эриванской Абинского района Краснодарского края с 2001 по 2008 годы, а также в процессе организации, подготовке и работе православного детского оздоровительного центра «Горний Посад» г. Апшеронска на протяжении лета 2009 - 2016 годов.
Анализируется результативность 16-ти лет работы лагеря за период с 2001 по 2016 годы, на основании 47 отзывов: двадцати трех воспитанников, возрастом от 10 до 28 лет, и двадцати четырёх воспитателей, работников и родителей, возрастом от 26 до 70 лет.
ИСТОРИЯ. Детско-юношеские лагеря возникли в начале XX века за рубежом, в Англии (1907 год), положив начало скаутскому движению.
В скором временив в России уже с 1909 года это движение получило широкое распространение, так что к началу 1917 года насчитывалось уже почти 50000 скаутов в 143 городах. Служение Богу было одним из принципов скаутинга. Это послужило оной из причин того, что советская власть изначально ликвидировала движение скаутов, но в дальнейшем, упразднив религиозную составляющую, применила этот опыт - была создана пионерская организация и развернулось тимуровское движение.
За рубежом русская эмиграция, с целью сохранения православной веры и основанных на ней национальных традиций у подрастающего поколения в условиях иноверного и иностранного государства, широко использовала проведении детских православных лагерей в каникулярное время.
Начиная с 1990-х годов православные лагеря начинают появляться и в современной России. Их организаторами являются священнослужители и активные миряне, имеющие опыт работы в пионерских, спортивных, трудовых, туристических лагерях советского периода, но в программы православных лагерей вводится религиозная составляющая.
Мой духовный наставник, протоиерей Сергий Рыбкин (1955 года рождения), настоятель Прихода Михайло-Архангельского храма хутора Трудобеликовского Красноармейского района Краснодарского края, до принятия сана священника в 1994 году в возрасте 39 лет, был одним из лучших инструкторов по горному туризму Краснодарского края, имея 20-летний опыт деятельности в этой области. Изучив опыт отцов-пустынников, таких как преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, которые достигли высшей степени духовного развития (святости) посредством аскетического образа жизни в лесу, отец Сергий применил его в своей практической религиозной жизни. Затем познакомил с этим опытом других священников, в том числе меня, членов наших семей и прихожан. Полученные наблюдения показали высокую степень эффективности духовного оздоровления от кратковременного, и особенно, многодневного пребывания в лесу с молитвой и православным мировоззрением. Богословское обоснование этой закономерности следующее. Господь Иисус Христос, погружая Своё Пречистое Тело в воды реки Иордан во время крещения, освятил природу, при этом наполнил её способностью освящать (развивать духовные способности), исцелять, оздоравливать человека. Эта способность природы привела к её обожествлению в различных языческих и псевдохристианских культах. В православном понимании природа не «божество», а творение Божие, через которое Господь освящает верующего христианина. Таким образом, погружение в природу с православным мировоззрением, благоговением и молитвой, преображает её в «райский сад», где человек вступает в общение с Творцом и получает от Него такую же благодать Святого Духа, какую получали святые подвижники. Зная богословское обоснование и изучив на практике эти духовные закономерности, мы организовали и 16 лет проводим православные летние лагеря, создавая условия для духовного, душевного и телесного оздоровления детей и взрослых.
Согласно православному учению о человеке, Бог создал человека трехсоставным - это дух (советь, страх и жажда Бога), душа (ум, чувства, воля) и тело (голова, туловище, конечности). Таким образом, деятельность летнего православного лагеря направлена на развитие в ребенке всех его составных частей: тела, души и духа, соответственно удовлетворяя их потребности телесные (продукты, свежий горный воздух, физические навыки…), душевные (добрые знания, произведения культуры, искусства, творчество…), и духовные (знания законов духовного мира, практический опыт общения с Богом и ангельским миром, умение жить по этим законам), то есть формированию гармонично развитой личности, согласно христианской антропологии.
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА.
Христианство внесло в нашу жизнь главный закон – закон любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим», «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22: 36-40). Именно эти заповеди являются конечной целью христианской жизни, а значит и конечной целью воспитания и любой педагогической деятельности. Человек, который искренно любит Бога, Отечество, человека, не способен убить, украсть, обмануть, предать, не оказать помощь, совершить подлый (греховный) поступок.
В православном лагере используются идеи протоиерея Василия Зеньковского об «обучающем воспитании», которое главной своей задачей ставит оказание помощи ребенку в его духовном становлении.
Святой Климент Александрийский в своей книге «Педагог» истинным Педагогом называл Господа нашего Иисуса Христа, поскольку именно Он совершает личное попечение о любом человеке и лично ведет его ко спасению.
Воспитатель при этом должен взирать на себя как на орудие Божественного Духа, через которое Небесный Отец привлекает с самых ранних лет детей к их высокому назначению. Таким образом, с точки зрения православной педагогической мысли, педагог – не является самостоятельным возделывателем детских душ, а соработником Бога, «ангелом во плоти», «ассистентом», который должен уметь слова Господа улавливать, а Его незримые действия суметь расшифровать по отношению к ребенку.
Православный лагерь может иметь различные формы организации: это классическое проживание в большей или меньшей степени благоустроенных корпусах, палаточный стационарный, туристическо-походный или же лагерь дневного пребывания.
Во всех формах организации лагеря обязательно проводятся оздоровительные мероприятия: походы в лес и горы, спортивные игры, купания, физические упражнения. Обеспечивается обучение и досуг посредством занятий в кружках, проведение конкурсов, викторин, концертов. По возможности, организовываются экскурсии, встречи с насельниками монастырей и интересными людьми.
Основными принципами организации православного лагеря являются: приоритетная направленность (научно-познавательный, миссионерский, архитектурно-реставрационный, лагерь труда и отдыха, социальный, военно-патриотический, паломнический, семейный).
Учитываются возрастные особенности детей. Практика показала, что важен качественный состав лагеря: две трети педагогического состава и детей должны быть воцерковлёнными.
При рассмотрении православного лагеря в сравнении со светским можно выделить ряд основных отличий: во-первых, участие в богослужебной и молитвенной деятельности (духовное оздоровление); во-вторых, финансово-материальная база в основном формируется за счет средств Русской Православной Церкви, которая формирует и содержательную составляющую лагеря; в-третьих, взрослые, находясь духовном в послушании священнослужителю, являют пример братской христианской любви друг ко другу и к детям, создают атмосферу истинной православной семьи, что приводит к глубокому духовному единению, духовному родству.
В православном лагере налицо закрытость воспитательной системы от «разрушительного демонического» - молодежной субкультуры и от негативных проявлений общества в целом, но открытость Божественному созидательному: доброте, красоте, искусству, культуре, творчеству, всему светлому и яркому.
Программа православного оздоровительного центра направлена на оздоровление тела, души и духа не только детей, но как доказала практика, и взрослых. Высокая эффективность и результативность работы центра подтверждается на основании 47 отзывов воспитанников, воспитателей, работников и родителей.
В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что большинство воспитанников летнего православного детского лагеря, вышедшие из стен средней школы, в настоящее время или являются студентами престижных учебных заведений, или их выпускниками, имеющими высшее или среднее образование и занимающие достойные места в общества. Большинство имеют крепкие христианские семьи, воспитывают детей в православной традиции не по наслышке, а на основании своего практического опыта.
Абсолютно все дети и взрослые отмечают, что лагерь оставляет самые яркие впечатления, которые остаются на всю жизнь. Для детей очень важно, что воспитатели в лагере не заставляют поверить, а осознанным личным примером показывают и рассказывают, как можно жить с Богом, что он дает тем, кто рядом с Ним. Органично, сбалансировано и ненавязчиво доносится сущность Православия, о её смысле, ее основных целях, а самое главное, о существовании Бога. Помогают самому определиться, сделать свободный выбор.
Наиважнейшую роль в лагере выполняют священнослужители, как идейные вдохновители всех направлений деятельности, являя собой пример для детей и взрослых, подобно Господу Иисусу Христу, который жил вместе со своими учениками. Глубокое знание православия, творческий поход к каждому, доверительные беседы, совершение исповеди, богослужений, весь многогранный спектр духовного окормления раскрывает наличие «духовной жажды» у каждого и показывает, как правильно удовлетворяются духовные потребности христианина.
С богословской точки зрения, через священника изливается божественная благодать Святого Духа, которая явно воспринимается всеми верующими людьми. «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Именно этот духовный восторг излучается во всех отзывах.
Но для того, чтобы эту благодать получить, необходимо войти в отношение с Богом: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). А также создать условия: «Господь сказал мне: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:7-9).
Каждый взрослый и ребёнок, приезжая в лагерь совершает небольшой духовный подвиг, подражая святым преподобным пустынникам, осознано преодолевая трудности жизни в палатках, без благ цивилизации, смиряя плоть и самость в деятельности центра. Ради Христа оставляет свой дом, комфортные условия, исполняя заповедь: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).
Православные священники, зная и имея власть призывать Божественную благодать, организуют соответствующие условия духовного оздоровления. Божественная благодать глубоко проникает в душу каждого жителя православного центра исцеляет, освящает и «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Действие этой Божественной благодати проявляется в исцелении духа (умиротворение, спокойствие, уравновешенность, добродетельные качества, светлая лучезарная радость…), преображение души (пробуждается интерес к духовным знаниям, появляется более глубокое понимание духовных законов, чувства становятся светлыми, воля становится сильной противостоять порокам) и врачеванием тела (оздоровление, укрепление, исцеление от бессонницы, детского энуреза, и т.д.).
Развитие духовных способностей приближает всех к храму, а некоторые становятся активными прихожанами, «преподавателями воскресных школ» и даже священнослужителями. В этом заключается основное отличие православного лагеря от различных светских лагерей, в которых духовному воспитанию (в православном понимании) внимание практически не уделяется.
Как указывают дети в отзывах, в процессе жизни лагеря ими приобретаются важные навыки практической жизни: почитание родителей и старших, понятия о добре и зле, правде и лжи, патриотизме, доверие, истинной дружбе, самостоятельности, ответственности, рассудительности, верности, целомудрии, милосердии, помощи ближнему, сострадание, искренность, культурное развитие, дисциплинированность, трудолюбие, общительность, самокритичность, внимательность, бесконфликтность, забота, способность к жертвенности, смирение и терпение. Они становятся членами духовной семьи - церкви, а некоторые уже создали семейные пары и воспитывают не менее двух детей.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ
Православный лагерь решает большое количество проблем семейной жизни, особенно неполных семей. Общие религиозные взгляды сближают детей и родителей, появляются общие интересы, навыки здорового образа жизни, активного отдыха, культурного развития, правильного воспитания юноши и девушки, мужчины и женщины.
Походы, паломнические поездки, встречи с интересными людьми, добрая музыка, христианская культура, насыщенная творческая программа, расширяют кругозор, любовь к малой и большой родине, культурному и духовному наследию, интерес к книге, паломничеству, исследовательской деятельности. Дети из разных регионов получают возможность участвовать в межкультурном диалоге с богатейшим культурным многообразием.
Таким образом, при правильной духовной и материальной организации, православный летний лагерь приносит величайшую пользу как детям, так и взрослым, гармонично развивая их в физической, культурно-социальной и религиозно-нравственных сферах. Максимальная эффективность достигается в семьях, где вложенные в детей святые семена, бережно сохраняются и усердно продолжают возделываться ведением православного образа жизни.
В ходе исследования были достигнуты поставленные цели работы.
Во-первых, доказано, что правильно организованный православный лагерь является одним из самых эффективных направлений духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Окунувшись в среду образа жизни православной общины, молодой человек получает возможность непосредственно «примерить» такую жизнь на себя, почувствовать всю радость пребывания в атмосфере любви, центром которой является Богослужение, как в храме, так и за его стенами. Может увидеть, что православные люди, будучи верующими, могут одновременно быть достойными и полезными членами общества, вполне адекватными и развитыми, сочетающими в себе как веру в Бога, так и успешный, продуктивный контакт с окружающим современным миром. Осознать, что вера в вечного вездесущего Бога открывает смысл жизни и вселяет уверенность в завтрашнем дне.
Во-вторых, были исследованы и описаны разнообразные формы и виды организации православных лагерей. В результате можно констатировать, что данный вид миссионерской и духовно-просветительской деятельности доступен и применим к различным условиям.
В-третьих, в ходе работы были изложены методика работы в православном лагере, особенности воспитания детей именно в условиях жизни лагеря. Лагерь – это то место, где дети живут одним большим коллективом, соборно, духовной семьей. Смена должна стать своеобразным воспитательным «полигоном», на котором теория духовной жизни, полученная в воскресной школе, должна применяться на практике под руководством священника, опытных вожатых, либо других старших, имеющих отношение к воспитательному процессу. Однако, чтобы воспитанники считались с мнением старшего – последнему необходимо самому обладать заслуженным авторитетом, безупречной нравственной жизнью, всесторонней развитостью и интересами в различных сферах, чтобы детям было интересно с ним.
В-четвертых, была изучена структура организации и работы конкретных православных лагерей, наиболее перспективных проектов и систематически изложена в работе.
Помимо описания организации, бытовой части и программы, был проведен анализ того, какие плоды с течением времени принесла работа в лагерях.
На основании этого можно сделать заключение: православные лагеря – это весьма эффективное направление духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которое необходимо применять и развивать, особенно в условиях современной жизни. Из описания видно, что за сравнительно небольшое время существования лагерей на просторах постсоветского пространства уже сейчас можно заметить значимые плоды этой работы. Как минимум, в детей посеваются семена веры, они знакомятся с Православием – таким светлым, какое оно есть на самом деле, а не как его представляют довольно часто в темных красках. Также лагеря дают возможность заполнить досуг детей разнообразными интересными и полезными делами.
В-пятых, выявлены возможности применения форм и методов работы с детьми в православных лагерях к любым летним лагерям, например, за счет возможного введения профильности смен, путем личного примера в лагерях любого профиля.
Итак, выдвинутая гипотеза подтверждена, наполнение православным содержанием деятельности летних лагерей действительно возможно, что выявлено в результате исследования на базе летнего православного лагеря «Архангельский» и оздоровительного центра «Горний Посад». Описаны формы и методы наполнения этой деятельности.
Цель работы достигнута, изучены возможности наполнения православным содержанием и предложены для использования в любых детских лагерях.
Выявлены основные проблемы: 1) недостаток воцерковленных кадров в нашем обществе, без которых, невозможно это доброе делание, основанное в первую очередь на личном примере, собственной вере и реализации православных добродетелей в повседневной жизни; 2) развитие полученных детьми знаний и навыков необходимо продолжать в семье ведением православного образа жизни.
Наша гипотеза в ходе исследования подтвердилась, задачи исследования выполнены, работу на данном этапе можно считать законченной.
Благодарю всех за внимание!