III Литературные чтения на Тимашевской Земле, посвящённые Дню православной книги, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»
13 марта 2015 г. г. Тимашевск.
«Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Протоиерей Виктор Савенко, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ейской епархии, благочинный Тимашевского округа, настоятель храма Вознесения Господня г. Тимашевска.
Добрый день уважаемые участники III Литературных чтений на Тимашевской Земле!
Слово Цивилизация происходит от лат. civilis — гражданский, государственный.
Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл шотландский философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества. В сочинении «Опыт истории гражданского общества») (1767), уже на второй странице он отметил:
Путь от младенчества к зрелости проделывает не только каждый отдельный индивид, но и сам род человеческий, движущийся от дикости к цивилизации.
Американский этнограф Льюис Морган в своей работе 1877 года «Древнее общество», полагал, что любое человеческое общество проходит через три ступени развития: дикость, варварство и цивилизация. Морган определил «дикость» как период от возникновения человека до появления гончарного дела, «варварство», как период до появления письменности.
При этом каждый период характеризуется не только уровнем научно-технического прогресса, но и духовно-нравственным состоянием общества.
Христианская антропология утверждает, что человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап. Павел говорит: "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судить помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12).
Состав человека Проявление в человеке
ТЕЛО Голова, туловище, конечности
ДУША Ум, чувства, воля
ДУХ Страх Божий, совесть, жажда Бога.
Тело и душа - это еще не весь человек, вернее сказать, - не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. "Дух", говорить святитель Феофан, Затворник Вышенский, "как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им".
Это как раз то, о чем говорил блаженный Августин: "Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе.»
Об этом пишет Александр Сергеевич Пушкин в «ПРОРОКЕ»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога. 1. "Страх Божий" - это, конечно, не страх в нашем обычном человеческом понимании этого слова: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя. Спасителя и Мздовоздаятеля. Все народы, на каких бы они ступенях развития не находились, все имеют веру в Бога. Еще древний писатель Цицерон, за две тысячи лет до нашего времени сказал: "нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал Его существа". С тех пор, - говорит ученый Геттингер, - открыты и исследованы Америка и Австралия, и в состав истории вошло бесчисленное множество новых народов, а его слова все так же остаются непоколебимыми, разве только еще боле прежнего сделались несомненными и вполне очевидными. Таким образом, сколько история насчитывает протекших столетий, столько и доказательств для этой истины. 2. Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это - совесть. Совесть указывает человеку, что право и что не право, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает человека исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья - блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть "голосом Божиим" в душе человека. 3. Третье проявление духа в человеке Еп. Феофан метко назвал "жаждою Бога". И в самом деле, нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным наш дух удовлетворяться не может. Кто бы из нас сколькими и сколь разнообразными земными благами не обладал, ему все хочется чего-то большего. Эта вечная человеческая неудовлетворенность, это всегдашнее недовольство, эта поистине ничем ненасытимая жажда показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, чем все то, что его в земной жизни окружает, к чему-то идеальному, как принято говорить, а так как ничто земное этой жажды в человеке утолить не может, то дух человека и мятется, не находя себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится. Эти проявления духа или духовности, являются руководящим началом в жизни как отдельного человека, так и всего общества. Вот откуда в человеке, в отличие от животного, поиск смысла жизни, стремление к высшему идеалу, эталону, доминанте, супер задаче (выражаясь языком наших современников). Перед которой он преклоняет колена в благоговейном трепете, что или кто для него главная непререкаемая святыня – личное божество. Таким образом, человек является религиозным существом, не было в истории человечества нерелигиозных обществ, даже в советское время не смогли найти таковых, хотя исследовали этот вопрос основательно.
Величайшим подвигом Святого равноапостольного князя Владимира является обретении Истины (Кто создал этот мир!) и по каким законам: по Закону Любви! Ибо сам Творец, Бог – Любовь: Святая Троица Отец, Сын, и Святой Дух, а любовь может создавать только любовь (свет - это отсутствие тьмы). Жизнь в атмосфере любви – это счастье, к которому мы все стремимся. (Евангелие от Иоанна: 13:35. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою).
Для наглядного понимания откуда нас вывел, куда привёл Святой князь Владимир и куда нам нельзя возвращаться, позвольте предложить краткий сравнительный анализ религиозной жизни периодов развития человечества:
_________________________________________________________________________________________________________
Период развития Религия Божество Жертвоприношения
человечества
_________________________________________________________________________________________________________
Дикость Язычество Обожение природы (объектов, явлений , животных…) Плоды, животных, людей
Варварство Язычество Обожение людей (фараоны, римские императоры …)
Цивилизация Христианство Бог Любовь - Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Наша любовь к Богу-бескровная жертва. Евангелие от Иоанна … 3:16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 3:17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
__________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Период развития Отношения Божества Отношения человека Цель религиозной жизни
человечества к человеку к человеку
___________________________________________________________________________________________________________
Дикость Раб Человек человеку волк Заплатить налог, не прогневать, угодить божеству
Варварство Слуга Человек человеку раб (мне служат)
Цивилизация Друг,Сын (Иоанн 15.15: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего).
Человек человеку брат (я служу ближнему), Божественная семья: все братья и сестры (даже в советское время это сохранялось), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20), Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Радость от общения с любящим Отцом, уподобление Богу, обожение, достижение святости для вечной жизни в Царстве Небесном.
Даже при таком кратком анализе очевидно, что вектор жизни жителя Святой Руси направлен вверх, к достижению высшей цели, а земная жизнь строилась по законам Царства Небесного: любви к Богу и ближнему.
Эту удивительную красоту Божественного мира раскрываем наше величайшее сокровище: духовная и классическая литература. Она привела к Богу многие поколения жителей Святой Руси. Для того, чтобы и нам сегодня сделать цивилизицацонный выбор святого князя Владимира, мы собрались в этом замечательном зале.