Председатель комиссии по социальной политике Общественной палаты Владимир Слепак предложил ввести систему добровольной сертификации "Православный стандарт". Общественная палата предложила ввести "Православный стандарт" продуктов и услуг – по аналогии с иудейским кашрутом и мусульманским халялем.
"Основная задача системы добровольной сертификации "Православный стандарт" – экспертиза производимой в России продукции с учетом православного подхода к основным принципам организации производства, выявление ее наиболее качественных и экологически безопасных аналогов", – говорится в письме, направленном Общественной палатой Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
В письме отмечается, что товары со знаком соответствия "Православный стандарт" могут продвигаться на выставках, которые станут альтернативами существующим ярмаркам, зачастую не имеющим никакого отношения к православию.
В частности, предлагается сертифицировать таким образом услуги турагентств, занимающихся организацией паломнических туров, деятельность которых должна быть оценена не только с точки зрения качества оказания услуг, но соответствовать православному подходу к организации и проведению паломнических туров.
"Как вы расцениваете эту идею? Что может подпадать под понятие "Православный стандарт"? Сказываются ли на межнациональных отношениях такие "стандарты"?" – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:
Для этого надо определиться, что такое "Православный стандарт", каковы критерии. И надо понять, кто будет поддерживать стандартизацию. Несколько процентов населения, считающих себя православными, которые постоянно ходят причащаться? Или те, кто причащается иногда на Пасху? Или те, кто просто крещен, но не воцерковлен вообще? Боюсь, может получиться так, что среди этих людей, разных по отношению к православию, будут разные понятия о православном стандарте. Надо прийти к общему знаменателю, и тогда поймем, насколько уместно и востребовано вводить в обществе какие-то стандарты.
Стандарт пищевой выражен в иудаизме и исламе, а в православии таких жестких требований нет. У нас более мягкий подход: различается только постная и скоромная пища. Единственное, начиная с ветхозаветных правил, не приветствуется вкушение крови в чистом виде. И то здесь подходы могут различаться. Кто-то говорит, что "гематоген" есть нельзя, а кто-то считает, что кровь там обработана и поэтому можно.
Протоиерей Александр КУЗИН, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
Мне кажется, это очень опасная тема. Если мы не поднимаем этот вопрос, то подразумеваем, что живем в православной стране. А если ставим вопрос, как предлагают в Общественной Палате РФ, то, получается, живем в стране, в которой существуют объединения – мусульманские, иудейские, православные...
Был у нас в 90-х "парад суверенитетов", и я боюсь, что будет открыт "парад духовных суверенитетов". Нам этого не надо. Россия по умолчанию православное государство, хоть мы это и не декларируем. Это важнее и дороже всего, нельзя это потерять. Отказавшись от предложенного стандарта, мы, может быть, проиграем в плане защиты каких-то наших конфессиональных интересов, но выиграем гораздо больше – целую страну. И это важнее.
Протоиерей Константин ГОЛОВАТСКИЙ, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:
Действительно, такие "стандарты" могут сказаться на межнациональных отношениях. Думаю, люди воспримут это по-разному. Представители других вероисповеданий могут не понять, о чем речь, решить, что такие "православные продукты" используются в каких-то ритуальных целях.
Дело в том, что никаких "православных продуктов" не существует вообще. В православии нет также "чистых" и "нечистых" продуктов. Употреблять в пищу можно все – есть ограничения только во время поста.
Если цель предлагаемой системы сертификации – обозначить какие-то качественные продукты, это неплохо, но только тогда нужно организовать контроль над этим качеством, чтобы его поддерживать. То же касается и организации паломнических туров. Если все это имеет отношение к Церкви, она несет ответственность – хотя бы моральную. Тогда необходима система контроля, чтобы предлагаемой системой сертификации не воспользовались в своих целях нечестные люди.
Иерей Святослав ШЕВЧЕНКО, клирик кафедрального собора Благовещенска:
Мне кажется, идея высосана из пальца. Более того, это может оказаться попыткой заставить православие "крутить колесо" коммерческих услуг.
А если представить, что продукция "православного стандарта" вдруг окажется некачественной? Можно же предположить, что кто-то получит разрешение на такую маркировку, и по халатности допустит брак? Думаю, это нанесет удар по репутации Церкви, на нее сразу же обрушатся критики.
Идея не имеет под собой оснований и в христианском отношении. Сегодня у нас любят всему давать определение "православный". Я бы использовал это слово применительно не к продуктам или услугам паломнических фирм, а только к тому, что прошло соответствующую экспертизу. А сейчас у нас им пользуются все, кому не лень: "лепят" на этикетки вин ("православный кагор"), прибавляют к названиям организаций, зачастую не имеющих к православию никакого отношения. Думаю, из этой оперы и предложение о "православных стандартах". Для начала, наверное, нужно было бы проконсультироваться с представителями РПЦ, а потом делать такие предложения. А может, людям просто нечем заняться?
Православный стандарт у нас один. Человек, называющий себя православным христианином, должен стремиться к святости, быть добрым, светлым. Это – главный стандарт, и он достоин всяческой похвалы, а такие коммерческие проекты будут дискредитировать православное христианство в России. Поэтому я категорически против подобных инициатив.
Священник Петр КОЛОМЕЙЦЕВ, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета:
Православие – религия не закона, но благодати. "Законнический" подход препятствует живому общению с Богом. И для православия нехарактерны пищевые запреты, определение "чистоты" пищи. Пищевых запретов, как у иудеев или мусульман, у нас в принципе быть не может – этому противоречит Новый Завет.
Так что мне такие "стандарты" кажутся сомнительными. Если это просто качественный продукт, почему он именно православный? Лучше тогда вернуть ему знак качества.
А что касается деятельности турагентств, могу сказать: убедительнее всего на православного паломника действует получение турагентством благословения на свою деятельность от священноначалия. Мне кажется, это лучше, чем какой-то непонятный "православный стандарт".
Здесь как и с книгами – есть те, которые получают гриф Издательского совета или благословение правящего архиерея, и всем понятно: эти книги рекомендованы для распространения через церковные лавки.
А если речь идет о какой-то организации, например, реставрационной мастерской, лучшей характеристикой ей послужит почетная грамота правящего архиерея, или какие-то реализованные проекты, которые там могут продемонстрировать.
Иерей Вячеслав КОЧКИН, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки:
Думаю, попытка закрепить этот "православный стандарт" на законодательном уровне вызовет много споров и конфликтов. А в том, что касается продуктов, это еще и нецелесообразно – у нас уже на этикетках указаны сведения об их составе. Каждый православный человек, желающий это узнать, может в любой момент прочитать надписи. К тому же не исключено, что под этим знаком – "православный стандарт" – кто-то попытается раскрутить свои бренды.
А вот пользы православным от такой маркировки не будет никакой. Когда наступает пост, и православные начинают приобретать продукты, которые соответствуют их понятию о нем, лукавство может привести к тому, что о посте-то и забудут. Вот из-за этого некоторые строгие батюшки не разрешают в пост ни "постного шоколада", ни "постных пирожных", ни "постного майонеза".
Если появится такой знак, непонятно, на каких продуктах и с какой целью его будут ставить. Православный человек и без того помнит постановление первого Апостольского Собора, который прошел в 57 году в Иерусалиме (на нем были определены критерии пищи). Мы не можем есть мертвечину, кровь, а также пищу, которая была посвящена другим богам. Так что никакие стандарты нам не нужны.
Что касается туристических агентств, верующие давно для себя определили, что такое православные туры и паломничество. Одно дело, когда ты едешь по святым местам, быстренько пытаешься ухватить все взглядом, впитать себя "благодать", и – бегом к следующему месту. Другое дело – паломничество, когда человек с группой, окормляемой священником, посещает святое место, молится там, остается хотя бы на сутки, чтобы послушать богослужения, пообщаться с живущими там людьми (как правило, места нашего паломничества – монастыри), принести пользу. Поэтому, если речь идет о туризме, необходимо указывать, отдых ли это с посещением православных мест, или паломничество – чтобы человек, обращаясь в то или иное турагентство, представлял, что его ждет.
А предлагаемый "православный стандарт" – очередная попытка материализовать то, что можно постичь только духом, чувствами. Православие невозможно втиснуть ни в какие законодательные рамки. Это дух нашего народа, нашей Церкви.
Помнить нужно главное: "Ешьте, что хотите – только друг друга не ешьте". Поэтому спасибо нашим законодателям, но, думаю, мы обойдемся тем, что у нас уже есть.
Священник Михаил АРТЕМЕНКО, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное:
Православие, сама вера, подразумевают нечто нематериальное, поэтому ссылаться на православие при изготовлении каких-то изделий странно. Чем такой подход будет отличаться от обычного добросовестного отношения к покупателю? Если я покупаю, к примеру, пельмени, а на них написано "православный стандарт", что это означает? Что православного может быть в пельменях?
По поводу иудейского кашрута и мусульманского халяля – я бы вообще не стал сопоставлять несопоставимое. В православии же такого нет.
Теперь о православных турагентствах. Для чего вообще они нужны? У нас уже есть паломнические центры, которые организуют поездки для всех желающих.
Думаю, мы просто нуждаемся в хорошем отношении друг другу – в христианском отношении.
Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа:
На межнациональных отношениях введение стандартов не скажется. А те, кому не нравится спокойствие в нашей в стране, любой повод будут использовать для дестабилизации. Верующие люди точно не будут ругаться или ссориться из-за того, какие стандарты и где указаны – кошерные, халяльные, православные...
Если потребность у населения есть, то стандарты нужно вводить. У мусульман такие есть: например, при покупке, если мусульманин не понимает, что за мясо на прилавке, он обязательно должен спросить это у продавца, потому что мусульманам нельзя употреблять свинину. А если укажут на продукте – "халяльная еда", покупателю будет проще ориентироваться, это очень удобно. Так же будет и православным удобнее в выборе определенных товаров или услуг.
Мухаммад-хаджи РАХИМОВ, председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края:
Мусульмане поддерживают такое предложение. Например, у нас в Ставропольском крае есть халяльные заводы. Мы туда приходим и ставим печать, что продукция завода соответствует стандарту ислама. И если появляются какие-то претензии, то наш человек приезжает и смотрит на месте, в чем дело.
Для верующего человека этот проект будет очень хорошим. А начинать надо с малого: маркировать продукты питания, например. А потом диапазон увеличивать, добавить те же турагентства.
Зиновий КОГАН, Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:
Мне кажется, это излишнее нововведение. Вот будет скоро Всемирный русский народный собор, хорошо бы там заявить об инициативе – если на Соборе ее одобрят, значит, идея жизнеспособна.
Но вообще к чему везде ставить отметки какие-то? Все, что продается, подчиняется ГОСТу, государственному стандарту. Покупая любой товар или услугу, это само собой подразумевается. А дальше каждый выбирает, что ему по душе.
Всегда так было, что истинно верующие евреи, мусульмане, православные готовят блюда по-своему, молятся своей молитвой – в этом и есть отличия нашей веры. И я не понимаю, зачем специально все маркировать – может, чтобы эти отличия подчеркивать?
Лев РАЙХЛИН, председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области":
Кашрут у евреев – это не "знак качества". Насколько я знаю, у православных аналога ему нет – есть только посты, когда им нельзя есть мясо и другую скоромную пищу.
Я вообще не понимаю, для чего нужны эти "православные стандарты"? Насколько мне известно, в пост в магазинах продаются продукты с соответствующей маркировкой, так какой смысл придумывать что-то еще? Такое впечатление, что эта идея взята "с потолка". А между тем священники, которые лучше разбираются в своей религии, могли бы подсказать ее автору, есть ли в ней смысл. Жаль, что он не попросил у них совета.