30 августа 2013 г. в городском Дворце культуры г. Ейска прошла традиционная августовская районная педагогическая конференция, в которой принял участие Управляющий Ейской епархией епископ Ейский и Тимашевский Герман.
В холле ГДК вниманию участников конференции была предложена выставка творений рук юных умельцев из районных кружков для детей.
В работе конференции приняли участие: руководство администрации района, главы поселений, депутаты города и района, педагогическая общественность и ветераны педагогического труда, представители общественных организаций, клирики Ейской епархии.
Владыка Герман обратился к присутствующим с архипастырским словом:
Уважаемые участники педагогической конференции, сердечно поздравляю Вас с Праздником Успения Пресвятой Богородицы и грядущим началом нового учебного года!
Нынешний год ознаменован празднованием 1025-летия Крещения Руси – великого события в истории нашего Государства, ибо Православная вера коренным образом изменила религиозную основу общества – от грубого язычества – к истинной святой вере; от темной необразованности – к свету Богопознания, святые Кирилл и Мефодий – даровали азбуку, письменность, открыли путь к развитию научной жизни. Высокие христианские идеалы стали источниками прекраснейших произведений искусства, культуры, непревзойденного архитектурного зодчества, замечательных традиций во всех сферах многосторонней жизни и особенно в педагогике.
Сегодня, в наше непростое время, мы обязаны сохранить и преумножить все лучшее, что создано нашим православным народом.
В средствах массовой информации называется еще одна интересная дата 25-летие возрождения Русской Православной Церкви после советского периода. Анализируя эти годы, я как Правящий Архиерей новообразованной епархии, детально ознакомившись с положением дел на Ейской земле, сердечно благодарю Администрацию района, города, управление образования, отдел культуры, правоохранительные органы, и всех соработников на ниве Христовой за труды по возрождению Православной Веры как во внешней жизни, а главное в сердцах жителей Кубани и особенно подрастающего поколения.
За последнюю четверть века сделан большой шаг от советского периода гонений к современному конструктивному сотрудничеству Церкви и Государства, пробита большая брешь в искусственно построенной стене между Школой и Церковью, однако это препятствие разрушено ещё не до основания. Предлагаю рассмотреть его основные составные части.
Последствием советского периода явилось изъятие из принятых терминов их духовного смысла и искажение их смысла, что зачастую приводит к той ситуации, когда священнослужитель и светский человек не понимают друг друга, говорят одними терминами, но на разных языках. Например светское и религиозное значение слова «ОБРАЗОВАНИЕ» светская (приобретение знаний) и религиозная – обретение Образа Божия …, или ДУХОВНОСТЬ – светская (этическое, эстетическое воспитание, образованность, нравственность, без религиозности) и религиозная, причем – православная, католическая, протестанская, исламская, буддийская ….. сатанинская. Здесь нужен длительный уважительный диалог.
Но главное препятствие – в сознании педагога. Кто постарше - с опаской оглядываясь на советский период, говорят «как бы чего не вышло», кто помоложе боятся потеряться в море информации, вникать в суть проблемы, т. е. укоренившийся стереотип стоять в стороне, нежелание сделать усилие в первую очередь над собой.
А проблемы, вернее опасности для наших детей очень серьёзные.
Всем совершенно очевидно, что период борьбы с религией уже в безвозвратном прошлом. Сегодня современному молодому человеку, для удовлетворения вложенных Творцом природных религиозных потребностей, кроме правильной (православной веры), предлагается огромный спектр духовной пищи различных течений, от искаженного христианства, до откровенного сатанизма. Уберечь детей от этого потока информации и возможного попадания в деструктивные формации можно только вооружив их правильными религиозными знаниями на уроках «Основ Православной культуры». Кстати дети мусульман, благодаря большому вниманию родителей домашнему религиозному воспитанию, к 6-7 годам уже наизусть знают Коран, основные традиции своей веры и статистика попадания их деструктивные течения практически равна нулю. К сожалению, далеко не многие православные хотя бы прочли Евангелие, не говоря уже о Библии, что для интеллигентного человека во все времена было обязательно. Необходимо здесь заметить, что традиционный ислам сегодня активно вытесняется исламом экстремистского направления, о чем свидетельствуют известные события в Ставропольском крае. Причем известны многие случаи, когда ряды смертников пополняют девушки и юноши славянской внешности.
Таким образом, Школа и Церковь как в добрые времена Святой Руси сегодня обязаны протянуть руку помощи нашим детям, подобно Господу Иисусу Христу, который спас из бездны вод утопающего апостола Петра. Насущная необходимость предмета ОПК заключается не только в том, что дарует детям исторические, культурные, религиозные знания, но и является прививкой от впадения в порок, защитой от ужасных современных явлений: детского суицида, наркомании, алкоголизма, преступности, половой распущенности, однополых браков, предохранит от попадания в деструктивные секты и неформальные молодежные течения.
Глубокое понимание понятий добра и зла, добродетели и порока, правильной религиозной жизни – это духовное оружие, которым мы обязаны вооружить наших детей перед испытаниеями взрослой жизни.
Главными событиями человеческой истории является пришествие в мир Спасителя, Его Боговоплощение, Крестная смерть и Светлое Воскресение – Пасха Христова. Это научно-неоспоримый факт, доказывающий бессмертие души человека, продолжения жизни в духовном мире. Для детского сознания – это эффективнейшая профилактика, как было сказано ранее: детского суицида, противоправного поведения, высокий стимул к добродетельной жизни (послушанию к родителям и педагогам, усердие к обучению, трудолюбию, жертвенному служению людям, патриотизму, благонравию).
Сегодня Русская Православная Церковь в своем служении уделяет первоочередное внимание этим вопросам. Освященным Архиерейским Собором в феврале этого года принят ряд важнейших документов в области религиозного образования, молодежного, миссионерского и социального служения. Выстроена строгая система просветительской деятельности на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях. В Епархии создан специальный Отдел религиозного образования и катехизации. В штатное расписание приходов введены должности помощников благочинных и настоятелей по религиозному образованию, проводится их соответствующее обучение.
Таким образом, сегодня Русская Православная Церковь, как никогда готова к соработничеству на всех уровнях системы образования. В этой области уже накоплен большой положительный опыт, но есть и ряд проблем:
- не все руководители образовательных учреждений желают видеть в школе священнослужителей;
- существует некоторое напряжение с родителями, которое снимается, когда с их участием проводится открытый урок;
- не всегда существуют заинтересованность, поддержка педагогов со стороны руководства учебных заведений начиная в выбора модуля ОПК (например, в некоторых школах искусственно стремятся к выбору светской этики – то что проще, несмотря на отрицательные отзывы и плоды этого модуля),
- известны случаи, когда вместо урока ОПК проводится другой предмет – например «Русский язык» или «математика»;
- частая смена учителей, т.к. ОПК дают для того, чтобы «догрузить учителя» до ставки;
- отсутствие связи учителя со священником, что приводит к искажениям основ веры, когда педагог не имея опыта религиозной жизни, без консультации со священнослужителем, выдаёт за православное учение то, что первым попалось под руку;
- Сами учителя указывают, что им необходимо духовное руководство.
И мы готовы на это сотрудничество, а именно закрепить за Районными Методическими Объединениями, учебными заведениями - священнослужителей для консультации педагогов, проведения бесед с педагогическим коллективом, родителями, учащимися.
Интересен опыт интеграции православного понимания созданного Богом мира верующими педагогами практически во все предметы, даже в математику, когда педагог начинает свои уроки с краткого рассказа о церковном празднике, в периоды отдыха между заданиями или темами приводит отрывки из священного писания или трудов святых отцов духовно-нравственного содержания.
Плодами такого интеграционного просвещения являются не только хорошие посещаемость и успеваемость по предмету, но и прекрасные духовно-нравственные качества учащихся
Я искренне благодарю всех Вас!
Призываю не останавливаться на достигнутом, преумножать нашу Православную веру.
Паки и паки поздравляю всех Вас с празднуемыми ныне событиями: 1025-летием Крещения Руси Праздником Успения Пресвятой Богородицы; грядущим началом нового учебного года!.
Мира, здравия, благоденствия.