XIX Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения, организованные Кубанской митрополией Русской Православной Церкви совместно с Администрацией Краснодарского края прошли 10 октября в Краснодаре.
В этом юбилейном году (700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского) по теме «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее». Форум собрал более полутора тысяч человек — работников образования, учителей православной культуры, преподавателей духовно-просветительских центров и воскресных школ, представителей государственных и муниципальных органов власти, священнослужителей и мирян.
По окончании молебна в войсковом соборе святого благоверного князя Александра Невского состоялось пленарное заседание, которое возглавил
митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Высокопреосвященнейший Исидор открыл чтения. Приветственный адрес главы края Александра Николаевича Ткачёва огласила Рубашкина Светлана Александровна, начальник управления по взаимодействию с общественными объединениями и религиозными организациями департамента внутренней политики администрации Краснодарского края.
После пленарного заседания работа продолжилась по пяти секциям в более расширенной тематике. Обсуждались вопросы развития преподавания в школах православной культуры, сотрудничеству в духовно-нравственном воспитании Церкви и казачества, взаимодействию Церкви и средств массовой информации, молодежных организаций, социальному служению.
Делегация Тимашевского района состоявшая из 20 специалистов образования, учителей ОПК и воскресных школ, приняла участие во всех пяти секциях.
"Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в современном образовании и воспитании".
Слово Преосвященнейшего Германа Епископа Ейского и Тимашевского на XIX Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских Чтениях.
10 октября 2013 года г. Краснодар.
Нынешний год ознаменован празднованием 1025-летия Крещения Руси – великого события в истории нашего Государства, ибо Православная вера коренным образом изменила религиозную основу общества – от грубого язычества – к истинной святой вере; от темной необразованности – к свету Богопознания, святые Кирилл и Мефодий – даровали азбуку, письменность, открыли путь к развитию научной жизни. Высокие христианские идеалы стали источниками прекраснейших произведений искусства, культуры, непревзойденного архитектурного зодчества, замечательных традиций во всех сферах многосторонней жизни и особенно в педагогике.
Сегодня, в наше непростое время, мы обязаны сохранить и преумножить все лучшее, что создано нашим православным народом.
Логическим продолжением Крещения Руси является событие, которому мы сегодня полагаем начало празднования на Кубанской Земле, событие, которое в полной мере раскрывает плоды действия Святого Духа в искренне принявшем православие народе – 700-летие со дня рождения игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского!
Уникальность сего угодника Божиего в том, что он признан и в церковной среде, где удостоен высшей награды – прославлен в лике святых, и в светском мире – как великий политический деятель, внесший значительный вклад в объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы. Не имея высокого сана, государственной должности, значимого социального положения, рядовой игумен одного из монастырей, расположенных в лесной глуши, дерзнул вразумлять и примирять не кого-нибудь, а русских князей – независимых государей, да ещё враждующих между собой, что было в то время далеко не безопасно. В этом подвиге преподобный проявил себя мудрым политиком, тонким дипломатом, истинным патриотом, достойнейшим сыном своего отечества, исполнившим заповедь: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй в День 625-летия Куликовской Битвы сказал: «На Куликово поле пришли разрозненные княжества, а с него уходило ещё молодое, но уже единое Российское Государство!» И в это великая заслуга преподобного Сергия Радонежского, которая в полной мере познаётся на Первом ратном Поле России.
Смею напомнить, что русские князья устрашились Мамая, решили не выступать против, а исполнить все его повеления. Но это только на некоторое время отстранило бы неминуемое нашествие, ещё более ослабило Русь и грозило потерей не только государственности, но и искоренению Православной Веры, последнего сокровища и утешения русского народа. Именно на это указывал игумен Сергий и взял на себя подвиг вразумления русских князей, с благословения Митрополита Московского Алексия, который видел преподобного своим преемником на первосвятительской кафедре.
Благодаря же чему преподобный Сергий примирил и объединил князей? В первую очередь – своему авторитету общепризнанного святого человека. Явной созидающей благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, которую стяжал многими подвигами строгой религиозной жизни, то что в церкви называется высокой духовностью. И что, к сожалению, во многом утрачено современным обществом, являясь следствием периода воинствующего атеизма.
Духовность в православном понимании – это действие Духа Святого, Третьго Лица Пресвятой Троицы, в человеке. Это Божественность, степень святости, такой близости, единения с Богом, когда Господь действует через христианина, очистившего сердце от страстей и всецело предавшего себя в волю Божию, Божии руки. Когда воля человека всецело совпадает с волей Божией. «Да будет воля Твоя как на небе так и на земле», - читаем мы в молитве «Отче наш».
Вот разгадка феномена преподобного Сергия Радонежского! Бог своею благодатию разрушил вражду и соединил князей воедино, действую через своего угодника. О чем сам преподобный непрестанно свидетельствовал. Ибо сие невозможно человеку, но возможно Богу. Здесь уместно приклонить главы пред великой святостью жизни Игумена Земли Русской, стяжавшего такую благодать для нашего Отечества.
Таким образом, говоря о Духовности, сегодня совершенно несправедливо исключать из этого понятия религиозный аспект, по сути главную составляющую.
К сожалению ещё не каждый государственный деятель, ученый, педагог, родитель способен признаться себе и окружающим об отсутствии у него этих знаний, глубокого понимания и практического опыта настоящей
духовной жизни. Но признавать это необходимо. Ибо говоря не в полной мере о Духовности, мы искажаем, разрываем целостность великой исторической личности, на что не имеем никакого права. Причем в наше время, когда атеистическая идеология уже в прошлом и можно говорить об истине.
Благоговейно прикасаясь к Духовному наследию преподобного Сергия следует отметить, что он не оставил после себя письменных трудов, как и Господь Иисус Христос, однако слова и жизнь Спасителя - это основа основ христианской жизни.
Великий Сергий всеми силами стремился следовать за Христом, уподобляться Ему на Русской Земле, в чем преуспел, достигнув святости в чине преподобных – тех, кто кроме земного подобия, достиг подобия Божественного.
Учение святого Сергия, по выражению видного русского историка Василия Осиповича Ключевского, «было положено в живую душу народа».
Каждый этап жизни Игумена земли Русской – это драгоценная жемчужина в сокровищнице его наследия.
Жизнь человека начинается с рождения. Основы Веры для дальнейшего духовного роста закладывают родители. Святые преподобные Кирилл и Мария являют нам пример достойнейшего исполнения родительского подвига. Данное Богом сокровище не обесценили, а воспитали, то есть напитали не только телесной, но и высшей – духовной пищей, возносящей на путь святости, обретения Образа Божия, то есть истинного Образования. Святые родители сами стремились к Богу, о чем свидетельствует вся их праведная жизнь, в завершение которой, как вершина подвига – принятие ими монашества. Они сами обрели Образ Божий, прошли путём святости, показали и наставили на него своих детей. Это первая часть духовного наследия, которая особо актуальна сегодня.
В современном обществе уже давно возник серьёзнейший вопрос, на который сегодня ещё нет точного, утвердительного ответа - Что нам делать с нашими детьми? Такими непослушными, ленивыми, агрессивными, становящимися всё более безнравственными и бездуховными? А кто этих детей такими воспитывает? Какими ценностями современные родители напитывают своих чад, куда сами стремятся, какой пример подают? Господь нелицеприятно говорит в Священном Писании: «По плодам познаётся древо». Очевидно, что вопрос необходимо ставить глубже. Что нам делать с нашими родителями? Плоды воспитания святых Кирилла и Марии – это великий Сергий. Доколе мы будем искать «новые» методы, не пора ли вернуться обратиться к самой правильной, проверенной веками системе воспитания и образования, которые являют нам это святое семейство. Сохраняя эти традиции мы видим добрые плоды. Прошло уже 10 веков с момента принятия Русью христианства, а до сего дня в православной среде нет пьяниц, наркоманов, тунеядцев, изменников, нет даже курения. Таким образом, очевидно, что система православного воспитания развивает в молодом человеке способности и силы противостоять порокам. Церковь свято сохранила эту систему для современного общества, ибо мы все желаем блага нашим детям и их родителям. Предлагаю в юбилейном году 700-летия преподобного Сергия Радонежского на Кубани этой теме посвятить особое внимание.
Следующий шаг к святости – личный подвиг игумена Земли Русской.
Послушание родителям, трудолюбие, усердие, терпение детских скорбей. Мы помним, как трудно давалось отроку Варфоломею учение. Не отчаиваясь, принимая сие как испытание веры, юный подвижник всё своё упование возлагает на Бога, взывая к нему в чистой детской молитве. Являя нам и нашим детям пример духовного мужества, наглядно показывая законы отношения к Источнику всех благ. Господь не мог не принять горячую молитву, исходящую из чистого сердца. Отроку посылается инок, который после молитвы, на прошение чада о дарования разума к учёбе, предлагает вкусить святую просфору. И совершается чудо, с принятием святого хлеба, Варфоломей получает просимые способности и в скором времени далеко опережает своих сверстников в учении. Опытно познав величие, реально ощутив действие Святого Духа в себе, Божественную любовь, всемогущество и счастье быть рядом с Ним, у молодого человека уже нет сомнений в истинности веры, понятен смысл жизни, четко определены ценностные ориентиры.
Здесь следует обратить внимание на способ ниспослания Богом своей благодати отроку Варфоломею: через священнослужителя и посредством
принятия святыни. Сохраняя и преумножая усердие к церковной службе, святой угодник в полной мере раскрывает нам её значение. Уже в основанном монастыре, ученики преподобного многократно свидетельствовали о том, что игумену во время совершения божественной литургии сослужили ангелы, а «огнь нисходящий и разливающийся по всему Престолу, входил во святую Чашу в момент причастия Настоятеля». Вот откуда великий святой получал благодать очищающую и освящающую всякого человека грядущего в мир, являя нам суть Таинства святого Причащения.
Указывая на это, авторитетный иерарх Русской Православной Церкви Митрополит Московский и Коломенский Ювеналий, который много лет возгавлял Синодальный Отдел по канонизации святых, при котором прославлен великий сонм Новомучеников и Исповедников Российских, с высокой трибуны Международных Рождественских Чтений в г. Москве в 2008 году сказал, что – конечная цель предмета Основы Православной культуры – постепенно шаг за шагом подвести наших детей к самой главной Святыне – Святой Чаше Причастия. Этому научили святые Кирилл и Мария великого Сергия Радонежского, этому научил Он своих учеников, этому во все времена в Святой Руси родители учили своих детей. И не допускать их к участию в святых таинствах, страшный смертный грех хулы на Духа Святого, который не проститься ни в сем, ни в будущем веке, ибо Спасителем в Евангелии сказано: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне!» Сегодня, в наше очень сложное время святая обязанность каждого христианина научить и помочь детям переступить порог храма, встретить Бога, пока чистое детское сердце ещё способно к этому. И такая встреча несомненно поможет им пойти по пути отрока Варфоломея, ставшего великим святым, почитаемым всей Вселенской Церковью.
В этом вопросе совершенно непонятна позиция некоторых представителей системы образования, которые до сего дня запрещают преподавателям на уроках Основ Православной Культуры говорить о Боге, истинной духовности, источниках благодати Божией – святых таинствах, препятствуют встречам со священнослужителями и посещению храмов. Это подобно тому, как привести больного человека в больницу и оставить его далее страдать в коридоре, не вводя в кабинет к врачу, который способен исцелить и вернуть к здоровой, полноценной жизни. С одной стороны мы
все стремимся общими усилиями сохранить и преумножить в детях ангельские качества, с другой запрещаем говорить об ангелах?! Стремимся сформировать истинные ценностные ориентиры, с другой - не говорим об источниках добра и зла?! Стремимся исцелить детей от пороков, с другой – не допускам их к эффективным средствам лечения?! Где логика?
За последнюю четверть века сделан большой шаг от советского периода гонений к современному конструктивному сотрудничеству Церкви и Государства, пробита большая брешь в искусственно построенной стене между Школой и Церковью, однако это препятствие разрушено ещё не до основания. Искренне надеемся, что авторитет преподобного Сергия поможет нашим соотечественникам пересмотреть свои взгляды и в скором времени до основания устранить существующие препятствия и противоречия.
Цели у нас общие – воспитание и образование достойных сынов и дщерей нашего отечества. Но на этом пути у для наших детей очень серьёзные опасности.
Всем совершенно очевидно, что период борьбы с религией уже в безвозвратном прошлом. Сегодня современному молодому человеку, для удовлетворения вложенных Творцом природных религиозных потребностей, кроме истинной веры, предлагается огромный спектр духовной пищи различных течений, от искаженного христианства, до откровенного сатанизма. Уберечь детей от этого потока информации и возможного попадания в деструктивные формации можно только вооружив их правильными религиозными знаниями. Кстати дети мусульман, благодаря большому вниманию родителей домашнему религиозному воспитанию, к 6-7 годам уже наизусть знают Коран, основные традиции своей веры и статистика попадания их деструктивные течения практически равна нулю. К сожалению, далеко не многие православные хотя бы прочли Евангелие, не говоря уже о Библии, что для интеллигентного человека во все времена было обязательно. Необходимо здесь заметить, что традиционный ислам сегодня активно вытесняется исламом экстремистского направления, о чем свидетельствуют известные события в Ставропольском крае. Причем известны многие случаи, когда ряды смертников пополняют девушки и юноши славянской внешности.
Таким образом, Школа и Церковь как в добрые времена Святой Руси сегодня обязаны протянуть руку помощи нашим детям, подобно Господу Иисусу Христу, который спас из бездны вод утопающего апостола Петра. Насущная необходимость изучения православия заключается не только в том, что дарует детям исторические, культурные, религиозные знания, но и является прививкой от впадения в порок, защитой от ужасных современных явлений: детского суицида, наркомании, алкоголизма, преступности, половой распущенности, однополых браков, предохранит от попадания в деструктивные секты и неформальные молодежные течения.
Глубокое понимание понятий добра и зла, добродетели и порока, правильной религиозной жизни – это духовное оружие, которым мы обязаны вооружить наших детей перед испытаниями взрослой жизни.
Главными событиями человеческой истории является пришествие в мир Спасителя, Его Боговоплощение, Крестная смерть и Светлое Воскресение – Пасха Христова. Это научно-неоспоримый факт, доказывающий бессмертие души человека, продолжения жизни в духовном мире.
Известно, что преподобный Сергий Радонежский после своего преставления в 1392 году неоднократно являлся, оказывая помощь государству Российскому в сложные исторические периоды: например в период смуты 1612 года, в годы Великой Отечественной Войны.
Для детского сознания – это эффективнейшая профилактика, как было сказано ранее: детского суицида, противоправного поведения, высокий стимул к добродетельной жизни (послушанию к родителям и педагогам, усердие к обучению, трудолюбию, жертвенному служению людям, патриотизму, благонравию).
Сегодня Русская Православная Церковь в своем служении уделяет первоочередное внимание этим вопросам. Освященным Архиерейским Собором в феврале этого года принят ряд важнейших документов в области религиозного образования, молодежного, миссионерского и социального служения. Выстроена строгая система просветительской деятельности на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях. В новообразованных Епархиях созданы самостоятельные Отделы религиозного образования и катехизации, руководители которых составили координационный совет Кубанской Митрополии, усилив и расширив возможности религиозного образования в нашем крае. В штатное расписание приходов введены должности помощников благочинных и настоятелей по религиозному образованию, проводится их соответствующее обучение.
Таким образом, сегодня Русская Православная Церковь, как никогда готова к соработничеству на всех уровнях системы образования. В этой области уже накоплен большой положительный опыт, но есть и ряд проблем:
- не все руководители образовательных учреждений желают видеть в школе священнослужителей;
- существует некоторое напряжение с родителями, которое снимается, когда с их участием проводится открытый урок;
- не всегда существуют заинтересованность, поддержка педагогов со стороны руководства учебных заведений, начиная с выбора модуля ОПК (например в некоторых школах искусственно стремятся к выбору светской этики – то что проще, несмотря на отрицательные отзывы и плоды этого модуля),
- известны случаи, когда вместо урока ОПК проводится другой предмет – например «Русский язык» или «математика»;
- частая смена учителей, т.к. ОПК дают для того, чтобы «догрузить учителя» до ставки;
- отсутствие связи учителя со священником, что приводит к искажениям основ веры, когда педагог не имея опыта религиозной жизни, без консультации со священнослужителем, выдаёт за православное учение то, что первым попалось под руку;
- традиционными ошибками современных педагогов является то, что: основное внимание уделяется внешней обрядовой стороне с элементами иногда откровенного грубого язычества, без понимания внутреннего духовного содержания события и соответственно без религиозного назидания учащихся;
- Сами Учителя указывают, что им необходимо духовное руководство.
И мы готовы к этому сотрудничество, а именно закрепить за Районными Методическими Объединениями, учебными заведениями - священнослужителей для консультации педагогов, проведения бесед с педагогическим коллективом, родителями, учащимися.
Интересен опыт интеграции православного понимания созданного Богом мира верующими педагогами практически во все предметы, даже в математику, когда педагог начинает свои уроки с краткого рассказа о церковном празднике, в периоды отдыха между заданиями или темами приводит отрывки из священного писания или трудов святых отцов духовно-нравственного содержания.
Плодами такого интеграционного просвещения являются не только хорошие посещаемость и успеваемость по предмету, но и прекрасные духовно-нравственные качества учащихся.
Преподобный Сергий – духовный покровитель Московской Духовной Академии и Семинарии – Центра духовного Просвещения Русской Православной Церкви, а значит заступник и молитвенник за всех учащих и учащихся.
Как Архиерей, Призываю всех ответственных работников системы образования, всех учащих и учащихся в юбилейный год искренне обратиться в сердечной молитве к сему Великому Чудотворцу об обретении веры, духовной силы и мудрости, которая так необходима нам и нашим детям.
В год своего 700-летия преподобный Сергий Радонежский предлагает нам свою помощь, напоминая, что мы наследники великих угодников Божиих, что мы живем во Святой Руси, что как и во все времена с Божией помощью, заступничеством Божией Матери, преподобного Сергия и всех святых, у нас есть все силы и возможности воспитать в каждом ребёнке прекраснейший образ Божий, сияющий неизреченным светом добродетельных качеств и озаряющий нашу родную Кубанскую Землю!
Призываю Божие благословение на сие святое богоугодное делание!
Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!