Сергей Худиев
Последние несколько дней на ряде информационных ресурсов появлялись сообщения, что "Братоубийственную войну на Востоке Украины благословил российский патриарх Кирилл", "Россия готовила диверсии в Украине под прикрытием РПЦ и патриарха Кирилла". При этом никаких слов Патриарха, где он бы "благословлял войну" не приводится – приводятся соображения и догадки в хорошо известном стиле "судя по всему", "по некоторым данным", "один сотрудник СБУ сообщил" и так далее.
Что же, напомним, что Позиция Церкви в украинском конфликте неоднократно озвучивалась и Патриархом Кириллом, и Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры митрополитом Онуфрием, и другими представителями Церкви, и она остается неизменной. Церковь не выступает на той или иной стороне. Церковь ищет временного и вечного блага всех. Митрополит Онуфрий говорит в своем недавнем обращении:
"...Церковь Христова не делит свою паству по национальным признакам или политическими предпочтениями. Мы молимся за всех, несмотря на то, по какую сторону баррикад они оказались. На протяжении всех месяцев общественно-политического кризиса в Украине наша Церковь последовательно призывала к примирению и искала пути, чтобы не допустить кровопролития..."
Патриарх Кирилл еще раньше подчеркнул, что Церковь находится над схваткой:
"Наша принципиальная точка зрения заключается в том, что Церковь должна быть поверх любой схватки. Церковь должна сохранять свой миротворческий потенциал даже тогда, когда всем кажется, что никакого в принципе миротворческого потенциала не существует. Это непростая позиция, потому что каждый, кто разделяет ту или иную точку зрения, кто вступает в гражданский конфликт, пытается искать поддержку в Церкви. Но Церковь может и должна оказывать поддержку исключительно в рамках своего Божественного мандата – того, что Господь поручил Церкви. Мы должны осуществлять пастырскую, душепопечительскую работу, мы должны совершать молитву, мы должны примирять людей, но мы ни в коем случае не должны обслуживать те или иные политические взгляды, позиции, концепции, и тогда это позволяет Церкви, находясь над схваткой, сохранять свой миротворческий потенциал"
То, что Церковь участвует в конфликте на той или иной стороне, есть ложь. То, что Церковь "благословляет братоубийственную войну" есть ложь. Лидеры некоторых других религиозных общин, возможно, и благословляют, но вот Церковь – точно нет, о чем было заявлено неоднократно и предельно ясно.
Церковь не первый раз в ходе текущего кризиса сталкивается со злонамеренной клеветой. Во время трагических событий в Одессе Церковь обвиняли ни много ни мало в том, что ее священник раздавал автоматы и снайперские винтовки участникам столкновений. Дикость и очевидная фантасмагоричность подобных обвинений совершенно не удерживает людей от того, чтобы распространять их.
Почему же Церковь сталкивается с такой ложью? Коротко говоря – потому что это Церковь. Каждую Литургию Церковь провозглашает слова Спасителя: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Матф.5:9), и, затем, " Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня" (Матф.5:11) Миротворцев, которые хранят верность Господу, будут всячески неправедно злословить – именно за их миротворчество.
Таково безумие вражды, что наибольшую ненависть взывает даже не непосредственный неприятель, а те, кто отказываются принимать участие во вражде. Враждующим более всего ненавистны не неприятели, а миротворцы. Неприятель превосходно вписан в картину мира, проявления враждебности с его стороны – реальные или вымышленные пропагандой – принимаются как должное. Более того, они помогают обрести ясность, стабильность, уверенность, что ты на правильной стороне и поэтому к тебе – как к воину света – никаких моральных претензий быть не может.
А вот миротворцы подрывают эту уверенность. Они показывают, что можно жить по-другому и исходить из другой системы ценностей – из любви, а не из ненависти, из вечного, а не из сиюминутного, из глубокой и подлинной заботы о благе стран и народов, а не из воспаленных страстей. Они показывают, что в человеке с другой стороны баррикад можно видеть своего брата по сотворению и искуплению, созданного по образу Божию и призванного к вечному спасению. Именно поэтому миротворцев обычно и обвиняют в работе на другую сторону – причем обвинения носят самый бредовый характер.
Ненависть отлично себя чувствует в компании с такой же, но противоположно направленной ненавистью; те, кто ненавидят, презирают, желают бед и смерти другим людям, находят себе странное оправдание в том, что с другой стороны их тоже ненавидят, презирают, и желают им бед и смерти. Ненавистники с одной стороны охотно распространяют крики ненависти с другой – им почему-то кажется, что они могут предъявить их в свое оправдание.
Но ненависть не может перенести тех, кто отказывается ненавидеть. Тех, кто видит на обеих сторонах конфликта глубоко несчастных, заблудших, испуганных, озлобленных, но, несмотря ни на что, любимых чад. Ненависть не может жить с этим – и поэтому те, кто ей предается, должны уверить себя – и изо всех сил уверять других – что никаких миротворцев не существуют, существуют только замаскировавшиеся враги.
Ненависть, конечно, иррациональна – с точки зрения укрепления своих позиций в конфликте было бы очень неразумно придавать конфликту религиозное измерение и показывать себя гонителями Церкви. Какую пользу могла бы получить Украина от нападок на каноническую Церковь, признаваемую всем мировым Православием? Кто выиграет, если ненависть к Церкви, разжигаемая некоторыми журналистами, проявится в каких-то насильственных действиях? Но так уж устроена ненависть – ее не интересует, приносит ли она той стороне, которую считает своей, что-либо, кроме вреда. Ненавистники обычно разрушают не ту сторону, которую они ненавидят, а ту, от имени которой они ненавидят.
Церковь ищет мира и спасения всем – в том числе тем, кто ненавидит ее и клевещет на нее. В атмосфере вражды и безумия Церковь остается прибежищем не только веры, но и элементарной человечности и здравого смысла.
И она не на той или иной стороне конфликта, раздирающего Украину. Она на стороне истинной веры, и, повторим, человечности и здравого смысла. Именно эти два качества так остро необходимы в это трудное время – необходимы для того, чтобы из этого кризиса вышла новая, мирная, человечная и цивилизованная Украина. Поэтому Церковь сражается за Украину – не против кого-то из ее граждан, а ради блага и спасения всех.