Москва, 29 января. 10 февраля 2015 года чудотворная Смоленская икона Богоматери «Одигитрия» возвращается на свое историческое место в кафедральный Успенский собор города Смоленска после двухлетней реставрации. Перед этим икона в течение 10 дней будет находиться в Храме Христа Спасителя в Москве.
Смоленская икона впервые будет выставлена без оклада. Любой желающий сможет поклониться святыне, перед которой молились М.И. Кутузов и все русское войско на Бородинском поле в 1812 году.
В октябре 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленская икона Божьей Матери поступила на реставрацию в темперный отдел Института реставрации (ГосНИИР) из Успенского кафедрального собора г. Смоленска.
Историческая справка:
Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон «Одигитрии» Смоленской, которая была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом. По преданию, икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне в нише, над главными городскими воротами.
Башня пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 - 1611 гг, однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. После освобождения города в 1654 году царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву перед иконой «Одигитрии». В 1729 г. к башне пристроили деревянную церковь Рождества Богородицы, где и был помещен «годуновский» список, от которого стали происходить исцеления. В начале XIX века деревянная церковь была заменена каменной и освящена в честь иконы «Одигитрии» Смоленской.
Во время Отечественной войны 1812 года икона была вывезена из Смоленска отступавшими русскими войсками, а накануне Бородинской битвы, по приказу главнокомандующего М.И.Кутузова, ее торжественно, с крестным ходом, проносили перед рядами всей армии вдоль боевой линии Бородинской позиции и отслужили перед образом молебны, на одном из которых присутствовал М.И.Кутузов со всем генеральским составом. 10 (23) ноября 1812 года, после трехмесячного пребывания в русской армии, получивший особое почитание образ был возвращен в Смоленск.
Второй раз икона побывала на Бородинском поле в 100-летний юбилей Отечественной войны в 1912 году, где во время праздничных торжеств перед ней молился император Николай II.
Третий раз она оказалась на Бородино в 2012 году во время торжественных мероприятий празднования 200-летнего юбилея войны с Наполеоном.
Ход реставрационных работ:
На реставрацию икона поступила под плотным слоем многочисленных записей и сильно потемневших лаковых плёнок, поверх которых фон был выкрашен грубой серебристой краской. Поэтому по внешнему виду невозможно было составить какое-либо представление о художественных особенностях подлинного древнего изображения на иконе, невозможно было видеть подлинные краски древнего произведения.
Перед реставраторами ГосНИИР были поставлены две ключевые задачи, которые решались с учётом особого статуса иконы, имеющей первостепенное историко–культурное, научное и художественное значение, а также почитающейся как чудотворная святыня Смоленской земли. Во-первых, было необходимо максимально тщательно и чрезвычайно осторожно провести раскрытие иконы от потемневших лаков и позднейших поновлений. Во-вторых, надо было окончательно развеять сомнения о времени появления данной иконы в Смоленске, которое предание связывает с вкладом царя Бориса Годунова.
Уже предварительное обследование памятника (рентгенографирование, съемка в УФ- и ИК-лучах) отразили сложнейшую картину сохранности авторской живописи иконы, наличие многочисленных разновремённых записей и грунтовых чинок. Поэтому на первом расширенном реставрационном Совете (23.11.2012), на котором присутствовали представители всех ведущих реставрационных организаций Москвы, было решено проводить раскрытие всей живописной поверхности произведения с использованием бинокулярного микроскопа. Применение микроскопного контроля позволило работать с микроповерхностью красочного слоя иконы за гранью возможностей обычного человеческого зрения. Этим было обеспечено максимально высокое качество расчистки.
За два полных года реставраторы проделали огромный объём работы, который потребовал значительных усилий и применения всего спектра профессиональных навыков и новейших научно-реставрационных методов. Одновременно на иконе трудились по четыре – пять реставраторов, и, в то же время, их работа была построена по чёткому, предварительно продуманному плану, который был соотнесён с графиком проведения фотофиксаций и приборно-технологических исследований. Реставрационная документация по иконе включает в себя помимо традиционной текстовой части и фотографий общих видов также подробнейшую специальную съёмку (макросъёмку и фотофиксацию микрофрагментов), что позволяет тщательнейшим образом отразить всю сложность проведённых реставрационных процессов.
Особенности авторской живописи:
Послойное раскрытие живописи (согласно порядку поновительских слоёв) под микроскопом позволило установить, что сохранившиеся левкас и красочный слой состоят из участков, относящихся к разным временным интервалам. Наиболее древняя часть изображения, соответствующая традиции раннего XVII века, это участки с изображением фона, нимбов, лика Богоматери и правой руки Младенца. Другая, большая по площади часть живописи – изображения одежд и рук Богоматери, одежд и рук Христа – относится, вероятнее всего, к первой трети XVIII столетия. К сожалению, приходится констатировать, что лик Младенца является наиболее поздней чинкой с дописью, относящейся уже к XIX веку.
Авторская живопись лика Богоматери была покрыта тремя слоями сплошных записей, кроме этого на ней насчитывалось еще до пяти чинок и прописей. Фон находился под пятью слоями записей, нимбы под тремя, на одеждах присутствовали один-два поновительских слоя. Раскрытие показало, что икона неоднократно поновлялась (не менее 16 раз), а это свидетельствует о её особом почитании и благоговейном отношении как к чудотворной святыни.
Комплексное приборно-технологическое исследование по разработанной специалистами Института реставрации методике позволило определить материалы всех красочных слоёв и грунтов на иконе, как авторских, так и более поздних поновительских. А, главное, в ходе этого исследования удалось выявить материалы и особенности техники письма подлинных участков изображения, которые хронологически совпали с началом XVII столетия. Это обстоятельство свидетельствует, что перед нами список Смоленского образа, который оказался в Смоленске в начале XVII в. Следовательно, икона, с большой долей вероятности, может рассматриваться как вклад 1602 года царя Бориса Годунова.
Проведенные восстановительные работы:
В настоящее время реставраторами ГосНИИР проведено тонирование частично утраченных участков изображения. На расширенном реставрационном совете было решено, опираясь на принципы научной реставрации, провести тонирование многочисленных мелких утрат красочного слоя акварельными красками; согласно археологическому принципу, учитывая высокий научный статус и духовную ценность памятника, было решено не восполнять крупные утраты до основы. В обратном случае, при восполнении крупных утрат будет потеряно ощущение подлинности, первозданности произведения.
Дополнительные сложности в работе по реставрации иконы были связаны с плохим состоянием сохранности деревянного щита. Основа иконы, так же как и живопись, на протяжении нескольких столетий сильно пострадала и была неоднократно отремонтирована. К моменту начала реставрационных работ практически все доски иконного щита имели трещины и держались в основном за счёт шпонок, фигурных врезков и металлических крепежей начала 20-го века. Главной задачей реставрации деревянной основы стало восстановление целостности щита иконы, заполнение аварийных трещин, а также сквозных отверстий на полях иконы. Нетехнологичные металлические крепежи, фиксировавшие торцы иконы, и являвшиеся одной из причин разрушения доски, были демонтированы. Ввиду того, что иконная основа на протяжении последних ста лет была жёстко зафиксирована металлическими накладками, было решено изготовить специализированную раму, которая позволит избежать возможного коробления доски. Рама представляет собой легко монтируемую титановую конструкцию, обрамляющую весть периметр иконы.
После проведения всех реставрационных процессов икона защищена специальным лаковым покрытием. К настоящему моменту проведена также полная реставрация оклада иконы, который был создан на пожертвования верующих в 50-е годы XX века. Оклад серебряный, позолоченный, весом 25 кг, в настоящий момент смонтирован на специальный щит.
Источник: СИНФО