Своими воспоминаниями о Юлии Вознесенской делится Ольга Голосова, главный редактор издательства «Лепта» – первого издательства, опубликовавшего книги почившей писательницы.
– Ольга, ваше издательство впервые опубликовало книги Юлии Вознесенской, расскажите, как все началось.
– Началось все достаточно спонтанно: в 1999 году мне позвонила из Мюнхена Ирина Стекол, писательница и журналистка, и сообщила, что у нее есть знакомая, которая написала православную повесть. Она интересовалась, не хочу ли я её почитать. Ирина Стекол работала на радио Свобода, где и познакомилась с Юлией Николаевной.
Вскоре я получила папку с
В Берлине скончалась Юлия Вознесенская
повестью, которая была набрана на печатный машинке, по старинке, вполне по-диссидентски, и это оказалась повесть-притча «Мои посмертные приключения». Мне она сразу же понравилась, я решила её издать, связалась с Юлией Николаевной, и так началось наше знакомство.
Эту повесть мы набирали вручную на компьютере, впервые она вышла в начале 2000 года тиражом 5 тысяч экземпляров и сразу же за два месяца продалась.
Первая книга стала бестселлером мгновенно. Я порадовала Юлию Николаевну, а она сказала мне, что уже пишет второй роман – «Путь Кассандры, или приключения с макаронами».
Ко времени выхода первой православной повести Юлия Николаевна уже была хорошо известна за границей как диссидентский писатель. Мировую славу ей принес роман «Женский Декамерон». Он вышел в 80-х годах и был посвящен судьбам женщин в России.
Спектакль по этой книге ставили в 20-ти театрах, и книгу перевели даже на японский язык. Наше издательство переиздало его два года назад.
Но волею Божией как православная писательница Юлия Николаевна впервые предстала перед нами у себя на Родине, в России.
Книги Юлии Николаевны много раз пытались экранизировать, но сразу же возникали трудности передачи кинематографическими средствами используемых Юлией Николаевной образов. И все же на прошлой неделе закончились съемки фильма по одному из её рассказов – «Вдвоем на льдине». Он скоро выйдет на экраны, но, к сожалению, уже посмертно.
– Вы помните, как произошла ваша первая личная встреча?
– Мы встретились с Юлией Николаевной в 2002 году, я ждала ребёнка и не смогла поехать к ней, и тогда она сама приехала в Россию. Я принимала её в моей московской квартире, мы познакомились, подружились и, надеюсь, прониклись взаимной симпатией. Потом Юлия Николаевна много раз и подолгу жила у меня за городом на даче.
Надо сказать, она была безумно красива в молодости – то ли Джина Лоллобриджида, то ли Брижит Бардо. Ее фотографии красовались на фотовыставках и в журналах. Когда я ее увидела, то тоже была поражена – гордая красота. Она была остроумным, мудрым, добрым, теплым человеком. Мы сразу же нашли общий язык, и наша дружба продлилась до самой ее смерти – целых тринадцать лет.
– Она рассказывала вам о своей жизни, ведь она была осуждена за «антисоветскую пропаганду», провела несколько лет в лагерном заключении?
– Да, конечно, не могу сказать, что это была ее любимая тема. Она была в заключении в лагере в Воркуте, работала на стройке, и, собственно, многое потом описала в «Женском Декамероне».
Она рассказывала о взаимоотношениях в камере, о зэках, о надзирательницах. Многие воспоминания разбросаны по различным произведениям, в частности есть эпизоды в «Моих посмертных приключениях».
Подробно она не любила касаться этой темы, потому что там были грязь и ужас.
Когда ее муж умер от рака, она пережила очень сильный духовный кризис, казалось, смысл жизни был потерян, и она оказалась в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции. Там она подружилась с настоятельницей – игуменьей Афанасией – и по её благословению поселилась за оградкой монастыря в садовом домике. Пять лет она провела при монастыре трудницей, работая в саду и на кухне.
Основа сюжета «Моих посмертных приключений» – сон матушки Афанасии. Она записала его в тетрадку и попросила Юлию Николаевну что-то с этим сделать. Юлия Николаевна прочла и сказала: «Матушка, вы конечно святой человек, но не писатель». Перед смертью матушка успела прочесть уже готовую повесть и благословила её опубликовать.
– Какой она запомнилась вам, когда приезжала к вам на дачу, были ли у нее любимые занятия?
– Она всегда копалась в саду. У меня половина сада посажено ее руками – растут деревья, которые она посадила, цветы. Было очень смешно, когда к нам приезжали её поклонники, и она встречала их с лопатой в руке, в старых штанах, в садовой куртке. Они спрашивали: «Кто эта женщина, которая у вас работает?» Я отвечала: «Да так, гастарбайтер из Германии», а Юлия Николаевна смеялась и говорила: «Да, вот подрабатываю».
Она приезжала к нам на лето, на несколько месяцев, потому что очень тосковала по саду, которого у неё не было в Берлине. И не гнушалась никакой работой, очень любила готовить, много времени проводила с моей дочкой, которая называла её «бабой Юлей». Кстати именно под этим ником она потом выступала в социальных сетях.
А отдыхала тоже очень просто – с книжкой на диване. Очень любила фэнтези и детективы.
– А каких авторов?
– Ой, вы будете смеяться – Дьяченко, Лукьяненко, Честертон, Агата Кристи. Я ей всегда присылала все новинки из России, она не любила читать книги в электронном виде и всегда очень радовалась бумажным изданиям.
– А из своих книг она выделяла какую-то особенно?
– «Мои посмертные приключения». Это была её самая любимая книга. А из более поздних – «Юлианна», трилогия для детей. Она всегда мечтала написать книгу для дошколят, и вот сейчас уже посмертно в нашем издательстве выходит её книга для совсем маленьких детей дошкольного и младшего школьного возраста – «Светлая поляна».
Я думаю, что взрослые тоже с удовольствием будут её читать, там прекрасный юмор, и удивительное знание характеров, ведь по сути – это тоже притча, как и все произведения Юлии Николаевны.
Я считаю, что среди современных православных писателей никто не может сравниться с Юлией Вознесенской во владении стилем, пером, иронией, образами. Она никогда не переступала рамки внутреннего, писательского милосердия, то есть не писала хамских произведений, не обнажала «наготы отца».
И это, мне кажется, очень важный дар для писателя – всегда знать границу, за которой начинается бесстыдство, духовная порнография. Она этого не терпела, и именно поэтому очень мучительно воспринимала некоторые произведения церковных и православных авторов.
Кончина Юлии Вознесенской – огромная потеря для русской культуры, русской литературы, ведь именно она рискнула впервые использовать жанр фэнтези для миссионерской проповеди, и, по сути, проложила дорогу последующим нашим современным писателям к массовому читателю.
Юлия Николаевна очень переживала, когда на форумах её обвиняли в том, что она искажает доктрины Православия. Ведь она имела награды от Патриарха Кирилла, благодарственные письма от многих церковных иерархов.
Конечно, можно полемизировать о стиле, о жанрах, но когда её обвиняли в ереси – это, конечно, производило на неё чудовищное впечатление. И я думаю, что эти обвинения сыграли не последнюю роль в её болезни.
Она была человеком удивительно широкой и щедрой души. Она жертвовала практически все свои деньги, раздавала гонорары, и не просто в фонды, а конкретным людям, семьям, она лично участвовала в жизни многих людей. И она умела найти слова для каждого человека, она слышала людей.
Для меня она навсегда останется сначала Человеком с большой буквы, а потом уже писателем. Есть прекрасные писатели, но никудышние люди, а душевная щедрость Юлии Николаевны была так велика, что она не успела и сотой доли вложить в свои книги.
При этом работала она каторжно – каждый год, в течение 16 лет писала по книге. И это был также и молитвенный подвиг, потому что, создавая свои произведения, она всегда молилась, чтобы они несли веру, надежду и любовь. Мне кажется, ей это удалось.
Источник: Православие и мир