Сайт
"Православие.Ru" обратился к пастырям с вопросами: что, по - вашему можно отнести к самым "почитаемым" идолам современности? К каким последствиям ведёт поклонение им в жизни каждого отдельно взятого христианина и всего общества, страны, нации? Каких идолов каждый из нас должен сокрушать в своём сердце?
Часть 2Иерей Андрей Сикоев, клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Берлине (РПЦЗ):
– Сегодня мы видим в мире немало соблазнов, и тут надо понимать, говорим ли мы о людях православных, которые живут церковной жизнью, или о тех, кто церковной жизнью не живет. Между тем идолы нынешние такие же, как и в прежние времена. Сам Господь говорит: не можете служить и Богу, и маммоне. Соответственно, маммона, или имущество, деньги, бытовое благополучие, очень соблазняет людей. Здесь также есть искушение идолов для верующего – он же находится среди окружающих его людей, в обществе, которое большей частью не живет духовной жизнью.
В этом и состоит наша борьба: вновь и вновь осознавать, где пролегает путь надежды и любви, где заложена истина, и находить спасение. Поистине великое утешение и счастье – быть православным и жить в Православной Церкви.
Второй, практически вездесущий, идол нашего времени для многих людей, в том числе для детей и молодежи – это телевизор и Интернет, которые обрушивают буквально вал информации и дезинформации. Пользование ими при неправильном отношении может стать настоящим идолослужением. За примером далеко ходить не надо: посчитайте, сколько времени проводят дети перед «ящиком», засоряя, мягко говоря, мусором свои мозги и сердца!
Третий идол, с которым надо ежедневно бороться, – это все виды удовольствия, все те увлечения, что связаны с самоутверждением материальных благ. Нередко в комнатах подростков и молодых людей можно видеть фотографии и плакаты «звезд» телеэкрана, шоу-бизнеса. Наши дети поклоняются этим лжекумирам, носят их изображения на своей одежде, бездумно растрачивают себя и свое время на их концертах. А что они получают взамен? Лишь душевную пустоту. Если человек пытается найти свое счастье вне Бога, то это не что иное, как идолослужение.
Да, сегодняшний мир насыщен явлениями, связанными с угрозами идолопоклонства. Но в то же время я хочу выразить надежду и радость в связи с тем, что народ православный, наша паства уже начинает это осознавать, проявляя все большее внимание к наставлениям Церкви в данной сфере, ища путь праведный. Особенно молодежь. Еще одним свидетельством тому стал проходивший у нас в этом году Православный молодежный съезд приходов Берлина.
Как только мы находим с молодыми людьми общий тон беседы, они с доверием и открытостью подходят к пониманию проблемы современного идолопоклонства, точно чувствуют, где истина. Ведь стоит только возбудить совесть – и, с помощью Божьей, уже можно начинать новую жизнь – без идолов, заключающих в себе опасность саморазрушения.
Священник Андрей Давыдов, настоятель Христорождественского и Никольского храмов города Суздаля, иконописец:
– Задача любого идола от начала рода человеческого – подменить реальность на что-то такое, чего нет. Единственная реальная жизнь, которая у нас есть, – это та самая минута, которую мы сейчас проживаем.
Нам очень непросто это осознать, но на самом деле только это и есть реальность. Однако наше сознание все время пытается куда-нибудь улететь и увлечься чем-то, чего нет.
Истинная реальность проста. Это наша жизнь, это то, что перед нами. Самый важный человек – тот, который стоит прямо перед тобой; самое важное дело – то, которое непосредственно сейчас тебе нужно выполнять. Жизнь дарована нам Господом, и мы должны проживать каждую минуту как можно более полноценно, тогда как идол отвлекает нас на несуществующие реальности.
Такой несуществующей реальностью может быть, например, обладание богатством, которое само по себе не делает человека счастливым или лучшим, но ради которого он растрачивает драгоценные минуты своего существования. Такой несуществующей реальностью может быть власть. Один из появившихся в последнее время идолов – это виртуальная реальность. Интернет – идол в предельно откровенном виде, потому что этой реальности не существует. Тем не менее, мы вовлекаемся в нее и начинаем жить несуществующей жизнью по несуществующим законам, и эта виртуальная жизнь начинает в конце концов обладать нами.
Если заглянуть в Интернет, то 99,99 % его – это абсолютная чушь. Вся система построена на том, что предлагается неважная информация, которая мгновенно вылетает из головы, чтобы ты вложил свои драгоценные силы и энергию во что-то, чего на самом деле нет. Тот же YouTube, который сейчас стремительно развивается, мгновенные sms, Twitter – что-то совершенно иллюзорное…
Виртуальное существование – один из наиболее привлекательных идолов, которые предлагает нам современность. Виртуальное существование в открытом виде – это когда человек начинает проживать не свою жизнь. В результате, подчиняясь сегодняшним идолам, человек становится управляем. Он живет не своей жизнью, в то время как реальная жизнь проходит мимо – в ней он оказывается совершенным ребенком, не способным решить самые простые и насущные вопросы, которые стоят перед нами, – отношения с близкими, коллегами…
В результате современный человек находится в мире каких-то игр и иллюзий, подсунутой ему надуманной информации, а вот духовный мир остается от него в стороне.
Священник Димитрий Березин, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Молоково (Московская епархия), руководитель журнала для настоящих пап «Батя»:
– Пророк Илия боролся с идолопоклонничеством среди израильского народа, среди народа, забывшего свою историю и забывшего Бога. Поклонение идолам нарушило ту связь, которую люди имели с Богом, и как следствие – между собой. Если корабль следует ошибочным ориентирам, это ведет его к гибели, корабль ли это государства или лодочка души человеческой.
Наше время тоже славится идолопоклонничеством, но это идолопоклонничество гораздо тоньше описываемого в 3-й Книге Царств.
Первый идол – деньги
Незаметно для нас, мы стали жить в обществе потребления, где человек как пылесос всасывает всех и вся. Все стало возможно купить, в том числе и улыбки и уважительное отношение «обслуживающего персонала», независимо оттого, что ты из себя представляешь, – «клиент всегда прав». Когда все покупается и продается, мы чувствуем зависимость только от одного – от денег, которые создают для нас этот земной рай. Поэтому приносим в жертву деньгам все свое время, свой сон, свои увлечения, свои отношения с семьей и друзьями, свое здоровье, - все начинаем измерять в деньгах. И незаметно продаем свою любовь, честность, совесть, мудрость и веру.
Одна страна даже написала на своих банкнотах: In God we trust (англ. Мы верим в Бога).
Если пару десятков лет назад дети мечтали стать космонавтами, учителями, водителями, то сейчас детская мечта звучит примерно так: «Я хочу заработать много денег, купить крутой джип, яхту». Заработать, чтобы купить, а не трудиться, чтобы создавать, исследовать, помогать.
Но ведь деньги – это всего лишь миф, предмет соглашения в обществе. Они имеют очень опосредованное отношение к реальности. Помните пачки «керенок», которыми даже печи топили в деревнях, - ведь тоже деньги когда-то были.
Второй идол – это «Я». Наша гордыня
«Я» - это самое главное, центр мироздания. «Я» всегда прав, «Мое» мнение очень важное, все для «Меня», все «Мои» желания надо исполнять. На человека «Я» смотрит сквозь призму того, выгоден ли он «Мне» или нет, делает «Мне» приятно или нет, поступает ли так, как «Я» хочу, или нет.
Этот идол всеяден.
Третий идол – блуд
Причем не только в телесных, но у духовных проявлениях. О том, что блуд телесный стал считаться чуть ли не подвигом, сказано уже много. И жертв у этих «подвигов» уже предостаточно – в России в жертву этому идолу приносятся каждый день более 4000 младенцев.
На этих трех идолах стоит современный мiр (именно так в церковнославянском пишется слово, означающее мир сей – вы не от мiра сего – Ин. 15:19). И так или иначе они вторгаются в жизнь каждого христианина. Важно осознавать это и стараться, живя в мiре, не увлекаться служением этим идолам и сокрушать их, прежде всего, своим личным примером.
Священник Владимир Воронцов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы села Сарымолдаево, Чимкентская епархия (Казахстан):
– Апостол Павел спрашивает: «Какое согласие между Христом и Велиаром?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2Кор.6,15-16). Идолопоклонство – это прямое противление Истинному Богу, нарушение Его заповеди. Кто будет спорить, что невозможно одновременно прославлять Бога и, вместе с тем, поклоняться и служить идолам.
Идолопоклонник отворачивается от Господа и противится Его Святой Воле. В годы пророка Илии идолопоклонство насаждалось нечестивыми правителями по всей земле. Изображениям Валов и Астарт приносились жертвы, им поклонялись и служили люди. Современному христианину сложно порой увидеть, что его окружают идолы.
В современном мире вряд ли мы увидим идола в классическом виде. Враг рода человеческого хитер и лукав. Он всячески пытается замаскировать свою ложь и коварство. Никто теперь не поклоняется истуканам. В качестве идолов выступают такие вещи, которые на первый взгляд могут показаться благими, необходимыми и даже незаменимыми: красота, комфорт, богатство, удовольствие, собственное достоинство… Три причины заставляют человека служить этим идолам: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2,16). Указывая на эти причины, преподобный авва Дорофей пишет: «Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия» («Душеполезные поучения», поучение 9).
Внешняя красота без заботы о состоянии души совсем не является красотой. Красота – это гармония, соразмерность всех частей целого. Когда понятие о человеке подменяется лишь представлением о его внешности – это уродство. Украсили плоть дорогим костюмом и косметикой, а душа в грязи, увы. Ф.М. Достоевский писал о красоте, что «что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским». Такая «красота» есть ничто иное, как «похоть очей», она сопряжена с «похотью плоти» – стремлением к комфорту и удовольствию.
Вместо стремления принести пользу предлагается «принцип удовольствия». В Евангелии Господь говорит, что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6,24). Служение этим идолам губительно. Оно отвращает человека от Бога. Без Бога человек обесчеловечивается, становится неуравновешенным, растерянным. Выбрал «красоту», а за ней скрывается «идеал содомский». Выбрал удовольствие и комфорт и уподобился блудному сыну, который и хотел бы насытиться кормом, предназначенным для свиней, но не мог. Похоть, страсть, по учению святых отцов насыщает бесов, а человека опустошает.
Особенно страшен идол богатства, сребролюбия. Священное Писание прямо говорит о любостяжании, что оно «есть идолослужение» (Кол.3,5). Служение этому идолу делает бессмысленным для человека такие понятия как любовь, милосердие, сострадание. Все покупается и все продается. Общество, отказавшееся от Бога ради идола денег, обречено на погибель, ибо ценности в таком обществе подменены бумагой. Дела заменены стоимостью, сам человек заменен его средствами и его положением в обществе. В таком обществе нет места для Бога, для вечности – только бесчувствие, бессердечие, смерть… О поклонниках этого идола Писание говорит, что «их бог – чрево» (Фил.3,19).
Не менее опасен идол славолюбия – тщеславия, собственное достоинство, самолюбование, гордыня. Апостол пишет: «вы храм Бога живаго» (2Кор.6,16). Служащий идолу собственного достоинства становится храмом мертвого бога. Я САМ живет в его сердце. «Я сам» не пустит ничто благое в сердце и душу. Все, что он будет делать, направлено ни на пользу душе, ни на пользу людям, а к славе человеческой. Пусть даже никто и не узнает (а при удобном случае «я сам» обязательно расскажет всем) о совершенных делах, достаточно «мне самому» гордиться собой и быть довольным собой.
Для поклонника идола славолюбия – «себя самого» важно не то, что необходимо и не то, что полезно и спасительно, а то что я хочу, что мне нравится. «Я хочу служить Богу», – увы, для скольких христиан важна первая часть фразы – «я хочу». Разве спасительно такое служение? Авва Дорофей учит: «тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю» («Душеполезные поучения», поучение 5). Отречение от своей воли есть первое условие следования за Христом: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16,24).
Как часто бывает, что христианин приходит на исповедь, чтобы «промыть перекисью водорода ранки», а в глубине души кроется гной и требуется «серьезная операция», «скальпель». Горько, когда тщеславие не дает человеку покаяться. Тщетными становятся молитвы, посты и подвиги.
Всякий идол рано или поздно будет разрушен. Какой прок в идолопоклонстве? Какая радость служить трухе? Святой Пророк Илия обратил Народ Божий от идолослужения к Истинному Богу. Будем молиться угоднику Божию, да его молитвами Господь вразумит нас узреть идолы, окружающие нас. И отвратит каждого христианина от поклонения истуканам, пускай внешне и привлекательным, но полным скверны.
Святый пророче Божий, моли Бога о нас!
Диакон Сергий Плотницкий, руководитель социального отдела Пинской епархии Белорусского Экзархата:
– Увы, идолопоклонство начинается у нас с детства, когда родители, да и общество в целом, культивируют у своих чад потребительское отношение ко всему окружающему. И потом мы видим горькие плоды, когда молодые ребята, а затем и люди среднего возраста попадают в плен, прежде всего, такого идола, как деньги. Все материальные ценности, которые их окружают: машины, шмотки, дома, становятся самоцелью, превращаясь по сути в тех же истуканов, которые были у язычников. Выйти на улицы и посмотреть вокруг – истуканы заполонили нашу жизнь, мы ходим буквально по языческим капищам…
Современный идолопоклонник постоянно хочет, чтобы сегодня у него было лучше, или, на его языке, «круче», чем вчера, и в этой гонке он забывает о самом главном – о том, что он должен думать о спасении своей души.
И слава Богу, что Господь дал нам такие испытания, как болезни. Это, пожалуй, единственный миг, когда человек может остановиться в той пагубной гонке и задуматься. Наверное, самое страшное – когда заболевает ребенок, потому что мы стали сейчас такие «железобетонные», что порой лишь детские страдания способны привести нас в чувство. Не секрет, что многие люди, особенно в крупных городах, приходят в храм, когда кто-то в семье заболевает, умирает и уже никакие врачи и целители не могут помочь. И вот только тогда, когда нас окружают такие скорби, мы можем посмотреть на свою жизнь здоровыми глазами. И выход здесь один – через Церковь, через осознание пути спасения.
Взять, например, наш небольшой город Пинск – 140 тысяч человек населения. Не потому ли, что столь мощно давит пресс современных идолов и увлечений, размыты духовные связи людей, оскудевают их души? Что уж тут говорить об огромных мегаполисах! И уж если люди вспоминают о Боге лишь когда у них беда, то, несомненно, очень важно, чтобы приходящие в храм люди оставались в нем. И мы должны приложить для этого все усилия, то есть духовно обогреть человека. Если он этого не ощутит, то отправится дальше, в какую-ту секту, где ему всегда «рады».
Могу сказать, что для меня, как священнослужителя, неимоверное счастье – нахождение возле Престола Божиего. С этим не сравнятся никакие материальные блага! Это радость, которая никогда не заканчивается, в отличие от материальных ценностей. Она постоянно наполняет твою душу. Поистине, сад, когда за ним ухаживают, становится прекрасным, благоухает и приносит замечательные плоды.
6 августа в Столенском благочинии Пинской епархии открывается молодежный епархиальный слет. В его насыщенной программе – обмен опытом работы среди делегатов от каждого благочиния, включая приходскую православную молодежь, а также вполне конкретные послушания. Так, ребята, во-первых, будут помогать врачам, медсестрам и санитарам больницы в деревне Бережное, ухаживая за престарелыми и больными людьми. Во-вторых, они займутся восстановлением реабилитационных мастерских для инвалидов в городе Столине. Пройдет также обучение по написанию грантов, связанных с социальной тематикой, – ребятам будет предложено самим написать проект гранта для своего прихода.
Наконец, в ходе слета мы организуем ряд встреч, весьма полезных для молодежи. Так, акушер-гинеколог города Столина расскажет о недопустимости абортов и их разрушительных последствиях как для матерей, так и для семей. А врач-педиатр посвятит свое выступление заботе о здоровье детей, тем более что Столин и Пинск – те города, которые больше всего пострадали во время Чернобыльской аварии, и сегодня там наибольшая распространенность онкологических заболеваний среди детей. Еще будет очень важная встреча делегатов слета с руководителем миссионерского отдела Пинской епархии отцом Иоанном Горбуновым, который раскроет секреты сектантских общин, вербующих в свои ряды молодежь, и расскажет, как с ними бороться. Кстати, мы также планируем пройти крестным ходом через три деревни, где наиболее мощное влияние сект.
Словом, как видите, наш православный молодежный слет – это тоже своего рода инструмент противодействия современным идолам. И глубоко символично, что он пройдет вскоре после празднования памяти пророка Божия Илии, который ревностно сокрушал идолов и был в огненной колеснице вознесен живым на небо.
Священник Димитрий Березин, Священник Андрей Сикоев, Священник Андрей Давыдов, Священник Владимир Воронцов, Диакон Сергий Плотницкий
3 августа 2012 года