Елена Новосёлова. Источник: Российская газета
Церковную ситуацию на Украине давно уже никто не называет богоугодной. Канонической православной церкви с 90-х годов минувшего века шумно, со скандалами и захватами храмов, противостоят раскольники. Последние события в Киеве еще отчетливей очертили разницу между одними и другими: трое монахов Киевского Десятинного монастыря несколько часов сдерживали драку на Грушевского, греко-католики раздавали "Молитвенник революционера", раскольники и униаты ездили за поддержкой в США. Тревожно себя чувствуют и монахи Киево-Печорской лавры, окруженной активистами майдана. Наш собеседник – руководитель пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата Василий АНИСИМОВ.
Вы недавно сказали, что "встряска евроинтеграцией должна пробудить церковь". Проснулись?
ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: Наша элита пропагандирует европейскую интеграцию, новый "цивилизационный выбор Украины". Не только экономический, но именно цивилизационный, – то есть вдруг понадобился выход из единого духовного и исторического пространства, где мы прожили не одно столетия вместе с русскими и белорусами. "Теперь наш новый дом – Европа", – звучит повсюду. А что случилось со старым? Он сгорел, исчез, стал не нужен? Вот здесь очень важно было бы услышать мнение церкви. А это не просто мнение каких-то иерархов или православных журналистов. У Украинской православной церкви Московского патриархата 12 тысяч приходов, 250 монастырей, свои СМИ. Это те структуры, которые должны влиять на общественное мнение, по крайней мере, по важным духовным вопросам. Но полистайте нашу периодику, сетевую информацию: там только "евроинтеграция"! Поэтому мне казалось существенным и важным, чтобы церковь была в этих очень сложных отношениях не просто сторонним наблюдателем и миротворцем, но и высказалась бы вполне определенно. С моей точки зрения, позиция церкви по общественно-политическим вопросам не должна расходиться с тем, что она говорит на проповеди. И если мы, проповедуя, забываем о Святой Руси, о нашем единстве, об общем прошлом, общей устремленности в будущее, то это должно быть предметом общественных дискуссий, а не только внутрицерковных.
Как вам кажется, Евромайдан усугубил раскол? Если идут захваты административных зданий, то почему бы не захватывать храмы, как это было в 90-е годы?
ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: К счастью, пока ни одного храма не захватили. Сами протестующие понимают, что этого делать нельзя. Большинство и на Евромайдане было не на стороне раскольников.
Однако вслед за оппозиционными политиками на консультации в США на днях ездили и лидер униатов Святослав Шевчук с Филаретом Денисенко, главой так называемого Киевского патриархата. Зачем, не знаете?
ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: Денисенко принял участие в ежегодном Национальном молитвенном завтраке, который проходит при участии президента США Барака Обамы, встретился с членами Сената и Конгресса. А на встрече с членами Украинского конгрессового комитета Америки он "попросил власти США помогать Украине в сохранении территориальной целостности, предотвращении дефолта и, самое главное, во вступлении Украины в Европейский Союз". Об этом сообщает пресс-служба "Киевского патриархата". Там отметился и глава Украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав (Шевчук), который отметил, что "протесты в Украине не политические, а вызванные выбором будущего государства". Каноническую православную церковь туда, как вы понимаете, не пригласили.
И все же, как простые киевляне относятся к тому, что церковь, куда ходили многие годы не только они сами, но и их родители, стала "раскольничьей"?
ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: Когда Филарет ушел в раскол, в Киеве кроме Владимирского собора, где он забаррикадировался, ни один приход больше его не поддержал. И даже во Владимирском соборе хор спел "Многая лета" Блаженнейшему Владимиру (главе Украинской православной церкви Московского патриархата) и ушел.
Не нужно думать, что люди "дурноватые" и не понимают ничего. Ни один монастырь не перешел на сторону Филарета. У простых людей нет такой зависимости от сильных мира сего, чтобы делать политически выгодные шаги. Поэтому число канонических приходов на Украине увеличивается ежемесячно. Только в ноябре было освещено 83 храма.
Что за паства у священнослужителей, которые служили молебны на Майдане?
ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: По опросам, 92 процента присутствовавших на Майдане – иногородние, не киевляне. А чужому все равно: пусть жгут, я же тут не живу! Подстать и их духовные лидеры – униаты. Но что это за окормление такое, если после него человек берет бутылку с зажигательной смесью, идет и бросает ее в человека. Исторический смысл проповеди заключается в том, чтобы все гадкое в людях затушить, а все светлое – взрастить.
Как проходили так называемые интернациональные молебны?
ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: Весьма специфически. Сначала молятся, потом гимн поют, при этом плачут, потом клеймят "преступную власть, Россию, колониальное прошлое", опять молятся и идут драться. Батюшки даже исповеди проводили коллективные – что-то в этом есть сектантское. Что за исповедь на глазах у всех? Поймают какого-нибудь чудака: "Провокатор!" Отлупят, заставят покаяться. Вот вам и исповедь.
Что за молитвенники раздавали на Майдане?
ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: "Молитовник революционэра" ( шесть шагов для обретения духовной победы в Украине). Любопытная штука. Очень красочный буклет с рекомендованными молитвами и пояснениями – "шагами". Первый "шаг" озаглавлен так: "Полностью положиться на Бога, прося его вмешательства в историю нашего народа". Там объясняется, почему эту молитву каждый час на украинской "мове треба читать" и рассказывается о том, что "филиппинского диктатора Маркоса не могли свергнуть, лишь один батальон перешел на сторону восставших. Местный кардинал призвал паству и миллионы вышли на улицу, блокировали армию и свергли диктатора". Далее приводится текст филиппинской молитвы 1986 года, "приспособленный для нашей ситуации". Второй "шаг" – "попросить у Бога прощение за грехи целого народа и личные". Здесь рассказывается, что всякий тиран – это грех народа. В молитвах перечисляются народные грехи от абортов до коррупции, нужно к ним прибавить свои собственные и покаяться. Третий "шаг" – "прощать врага". Впрочем, указывается, что прощение не означает отказа от борьбы. Четвертый "шаг" – "принять помощь Иисуса Христа". На этот раз разъясняется, что, так как мы не можем сами изменить своей истории, надо Бога впустить в свое сердце, и он поможет изменить ход событий. Последний "шаг" – "отдать свою жизнь и жизнь нашего народа под покров Богородицы". Он почему-то посвящен России. Там рассказывается о том, что Папа Римский Иоанн Павел Второй когда-то помолился Фатимскому явлению (чудо явления в Португалии трем девочкам), и рухнул Советский Союз.
Я вам кусочек молитвы приведу – это весьма поучительно: "Во имя Иисуса Христа мы прощаем каждому человеку, который принес нам боль, учинил зло, заставил нас страдать. Мы прощаем нынешней власти, милиции насилие, ложь, издевательства, убийства и пытки. Прощаем нечестивым судьям и прокурорам за сфабрикованные дела и незаконные приговоры. Во имя Иисуса Христа мы отказываемся от мести, ненависти и гнева... Ты, Господи, учил нас не гневаться, а дать место гневу твоему".
Какое агрессивное прощение...
ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: Какими бы мы ни были, но у нас пока еще не хватало ума вставить в молитву политические инсинуации. Эта молитва уже обвинение и клевета. И ее читали на Майдане. Я по этим лекалам предложил составить рекомендации к молитве киевлян о прощении майдановцев – "Молитву контрреволюционера". Она бы выглядела приблизительно так: "Мы не держим зло на руководителей Майдана за убийства и убийства в спину, произошедшие на Майдане, мы прощаем им и культ бандеровщины, эсэсовских недобитков, устроивших Бабий Яр, сжегших тысячи сел на нашей земле. Мы мирные молитвенники, мы никому не желаем зла..."
Кто автор "Молитвенника революционера"?
ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: Мы обратились к нунцию (дипломатический представитель папы римского в стране), нас попросили сделать официальный письменный запрос на итальянском или английском, поскольку нунций украинского и русского не понимает. Отправили на итальянском. Ждем ответа. Исходник "Молитвенника" написан на русском, а затем переведен на украинский, поскольку в тексте много русизмов и калек с русского. Составлен он давно, ибо приведенные в нем данные по абортам – шестилетней давности. Вероятно, это какой-то универсальный по идеологии текст, который католики адаптируют к конкретным странам, где нужно "свергнуть тирана". Мы можем сказать, что авторы – католики Мальтийского ордена.
Вопрос, я понимаю, очень болезненный: у УПЦ МП – новый глава, Киевский патриархат обратился к канонической церкви с призывом объединиться, возможно ли в ближайшем будущем образование самостоятельной, независимой от Московского патриархата Украинской поместной православной церкви?
ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: Во-первых, автокефалия образуется в том случае, если отколовшаяся церковь – в цвету и в силе. Как Русская церковь получила автокефалию? Византийский центр был в загоне: константинопольских патриархов иногда казнили на второй день после избрания, крестов не разрешали иметь. По сравнению со своим центром московское царство было цветущим и самодостаточным. Так же образовались автокефалии и других церквей, когда их освобождали русские войска во время балканских войн. Ведь понятно, что любая освобожденная от ига страна была более независимой, чем ее константинопольский центр. Во-вторых, украинскую церковь должны признать все 15 поместных православных церквей. А этого никогда не будет.
Я не знаю ни одного архиерея, который бы вдруг сказал, что он хочет в Поместную церковь.
Редакция благодарит Фонд единства православных народов за помощь в организации интервью.
Взято: RELIGARE