Глазами новоначальной христианки.
Посвящается сестрам, труждающимся, во Славу Божию в храме Вознесения Господня, города Тимашевска.
Поездка в монастырь.
4 августа 2002 года. Раннее утро. Тепло. Светит солнце. Поют птицы. Старенький, видавший виды приходской автобус набирает скорость, и, весело дребезжа стёклами, катится по гладкому асфальту.
Я вместе с бабушками еду на престольный праздник в станицу Роговскую, в женский монастырь Автобус полный. Все сидят. Впереди на ступеньках примостились две молодые женщины, они тоже из нашего храма. Еду в монастырь первый раз в жизни. Интересно, как же он выглядит?
- «Царица Небесная, Царица Небесная, Свой взор Материнский ко мне обрати», - поют бабушки. Они поют всю дорогу. Поют о Ксении блаженной, Николае Угоднике.
Им почти всем за семьдесят. За плечами многих долгие годы тяжёлого труда, военное детство, голод, холод. Но они не унывают. Остаток своей жизни они решили посвятить Богу. Приходят в храм, убирают, моют, чистят, стоят у подсвечников, помогают, чем могут во Славу Божию. «Это золотой фонд Православной Церкви»,- с любовью в голосе говорит отец Виктор, настоятель храма. А сейчас «золотой» фонд поёт. Поют уже слабенькими голосами. И мне, глядя на них, хочется плакать.
«Услыши моления, матушка Ксения, помоги мне выплакать горе и печаль»,- слышу я, и сердце моё щемит от жалости к себе и к этим милым старушкам.
Впереди сидит их «бригадир»- Валентина Ивановна. Она серьёзно и сосредоточенно смотрит вперёд на дорогу, как будто сама ведёт автобус и тоже поёт. По возрасту, она немного моложе бабушек, потому и в храме старается трудиться больше остальных, привлекая при этом своего мужа Анатолия.
А вот и показалась станица Роговская. Женский монастырь ещё издали засверкал своей белизной. Сплошной забор из отштукатуренного и выбеленного кирпича внушал уважение. Весь двор утопал в цветах. Их аромат заполнял всё пространство.
Валентина Ивановна пошла в трапезную, понесла арбуз- своё пожертвование храму, некоторые старушки направились за ней, тоже вручить, кто что привёз.
По дорожке нам навстречу шла невысокая, худенькая женщина в монашеском чёрном одеянии. На голове у неё был клобук, по плечам сзади спадала намитка. Около неё тот час начали собираться люди - брать благословение и поздравить с престольным праздником
- «Матушка Севостьяна, матушка Севостьяна», - раздалось вокруг, и мы тоже поспешили туда. Затем заказали обедни, сорокоусты, кому, что надо было и стали ждать.
Все ждали приезда архимандрита Георгия, наместника мужского Свято-Духова монастыря и самого митрополита Екатеринодарского и Кубанского - Исидора.
Мы стали осматривать храм, территорию монастыря.
«Едут, едут», - закричали вокруг, толпа зашевелилась, всё пришло в движение. По центральной дорожке медленно двигалась золотистого цвета «Тойота». За рулём сидел молодой монах, а рядом он - отец Георгий. Серьёзным и внимательным взглядом обхватил всех разом. Казалось, он каждого видит насквозь. Когда он проезжал мимо меня, глаза наши встретились, и сердце моё сжалось в маленький комочек. До того суров и строг был его взгляд! И я тотчас же почувствовала себя маленькой, ничтожной песчинкой «грешнейшей паче всех человек».
«Грехами опутана, а сердце как камень, и надо бы плакать, а слёз что-то нет. И как я предстану великая грешница, на Страшный Суд Божий, какой дам ответ», - эхом пронеслись в моей голове слова из песни. Пока я думала о своём ничтожестве перед Богом, машина с отцом Георгием укатила в глубь монастырского двора.
А вот и другая машина! Это приехал митрополит Исидор совершить праздничное Богослужение и поздравить сестёр обители с их престольным праздником.
Все свободные от послушания сёстры во главе с матушкой Севостьяной пошли к воротам встречать митрополита Исидора. Он вышел из машины. И я из далека, увидела добродушного, невысокого роста, пожилого человека. Он сразу начал благословлять монахинь и послушниц. Лицо его светилось добротой и мудростью. «Владыка, благословите меня! И меня и меня!»- кричали вокруг. Мы с Валентиной Ивановной, прижавшись, чтоб не оттеснила толпа, стояли рядом почти у самого крыльца. По мере приближения к нам митрополита гул усиливался, каждый хотел прорваться вперёд и получить благословение. И в этот момент, я почувствовала, как его рука коснулась моей головы, и мне казалось, всё замерло, всё остановилось. Вот оно - это мгновение! Казалось, сам Господь погладил, приласкал, приголубил меня - сирую, убогую рабу Божию Рахиль. Я и не заметила, как у меня из глаз по щекам потекли слёзы, слёзы радости…
Митрополит Исидор дойдя до крыльца, где его ждало духовенство, повернувшись ещё раз, благословил всех предстоящих верующих, и зашёл во внутрь храма. Все устремились следом. Я решила проявить изобретательность - обогнуть храм с улицы и войти с другого входа. И побежала во всю прыть, на какую только была способна. Рядом со мной, совершенно забыв о своих больных ногах, обвязанных капустными листами, бежала Валентина Ивановна! Прости нам, Господи наши согрешения! И вот, мы внутри храма! Митрополит Исидор стоит спиной ко мне, на небольшой кафедре, покрытой ковром. Около него 2 молодых человека – облачают Архиерея. Я стою так близко от него, что если протянуть руку, то могу коснуться его священных одежд. Служба началась! Я не могла понять, где я нахожусь на небе или на земле? На одном дыхании, словно одно мгновение, пролетело время. Пение монахов, слова молитв, всё само Богослужение было настолько величественно, торжественно, прекрасно, что хотелось раствориться и парить в воздухе. Сердце ликовало! Когда на амвон выходил внушительных размеров диакон - высокий, статный, широкий в плечах молодой мужчина, и на всю мощь громогласно произносил: «Господу помолимся!» - казалось, сотрясается вся вселенная. «Прямо Иерихонская труба», - подумалось мне. Рядом со мной маленькая, худенькая старушка, восхищённо всплеснув ручками, осеняла себя крестным знамением и всё время твердила: «Слава Богу! Слава Богу! И дал, же Господь такой голосище!»
Но не обошлось и без курьёзов. Из-за большого скопления народа было так жарко и душно, что некоторым становилось плохо. (Кондиционеров в то время ещё не было). Некоторые со всей силой толкались, чтобы пройти вперёд и приложиться к иконе праздника. Несколько мужчин довольно-таки громко требовали, чтобы женщины покинули правую сторону храма и становились согласно старинным традициям по левую сторону, что, конечно, при таком массовом скоплении людей было абсолютно невозможно! Особенно выделялся уже немолодой мужчина, который широко расставив руки и ноги по сторонам, стоял насмерть, не пропуская не вперёд, ни назад и призывал слушать только его. При этом его коренастая и квадратная фигура казалось, закаменела, и только большая бородавка на носу всякий раз вздрагивала, когда на просьбу пропустить, он весь раздуваясь от важности произносил : «Да вы хоть знаете кто я такой? Я здесь шофёром работаю!!!
И эта нелепая сцена в другое время вызвала бы бурю смеха, но сейчас люди смотрели на него с неприязнью. Прости, нам Господи наше убожество!
Богослужение закончилось крестным ходом вокруг монастырской церкви, и мне опять повезло: я, увлекаемая толпою, всё время находилась недалеко от митрополита Исидора. Его добрые, чистые, будто омытые дождём глаза, были постоянно передо мною. Кругом столько ликования, радости, пения - настоящее торжество и благодарение Богу за то, что он создал такую красоту вокруг! Сверкая и переливаясь в солнечных лучах, святая вода, которой окроплял митрополит Исидор всех предстоящих, жемчугами и бриллиантами рассыпалась по головам, плечам. И верилось, что это торжество православия будет продолжаться вечно! Яркое голубое небо, отражалось в глазах каждого. И этот мужчина с бородавкой на носу также стоял здесь и радостно улыбался, подставляя своё лицо под брызги летящей воды.
А затем гостеприимные хозяева пригласили нас всех отобедать Монастырская трапезная, также сверкала белизной и чистотой. Все с большим удовольствием вкушали блюда, приготовленные по монастырским рецептам.
Вот и закончен праздник! Буду ли я ещё когда – ни будь здесь? Пути Господни неисповедимы. Благодарю Тебя, Господи, за Твою величайшую милость, за всё то, что Ты делаешь для меня, для каждого из нас! Слава Богу за всё!
11 февраля 2003 года.
Преподаватель Воскресной школы для взрослых
храма Вознесения Господня
ЧепкасоваРахиль Амировна.