Евгения Орлова
Слово «матушка», сказанное детскими устами, способно растопить любое сердце.Когда-то на Кубани именно так обращаться к маме даже ставшие взрослыми дети. Сейчас оно ушло из нашего обихода и осталось разве что в церковном. Но недаром супругу священника называют «матушкой»: своим теплом она согревает, как мать, прихожан, его хватает и на своих детей, и на тех, кто обделен, нуждается в этом.
Изменилось ли что-то в жизни Елены Анатольевны, после того как она двадцать лет назад сказала заветное «да» Виктору Ивановичу и обвенчалась с ним в церкви? И да и нет. Тогда нынешний отец Виктор, настоятель тимашевского храма Вознесения Господня, еще не был священником, но его стезя уже была предопределена. Этот путь они проходили вместе, рука об руку, и Елена, которая выросла в обычной кубанской семье, с помощью супруга постигала азы Православия, выучила и приняла душой молитвы, начала разбираться в церковной иерархии. А в остальном ее жизнь текла как у всех.
Появление на свет маленького человечка, дочери Вероники, только скрепило семейные узы, в основе которых всегда лежало стремление услышать и понять другого. Назначение женщины, по мнению матушки Елены, — хранить семейный очаг и заниматься воспитанием детей. Это обоюдный непростой труд. А запастись душевными силами им помогает вера.
— Легко ли быть матушкой? — спрашиваю.
— Не знаю, я об этом никогда не задумывалась, — отвечает Елена Анатольевна. Прихожане и работающие в храме к ней обращаются по-разному: и матушка, и по имени-отчеству. Спрашивают совета, делятся проблемами. Или, к примеру, просят помочь с шитьем. Матушка Елена, к слову сказать, отменная мастерица: умение просто незаменимое по нашим временам. Сейчас вот по просьбе прихожанки шьет ее внучке юбку. Себя и свою Веронику обшивает с ног до головы, вплоть до верхней одежды. И глава семьи не обделен, и служащие в храме — это ее забота пошить накидки на аналой (подставка для икон), стихари для пономарей сшила, облачение батюшек тоже умеет делать, что-то починить, подшить и так далее. Бережливая и экономная матушка не может позволить себе платить за то, что в состоянии сделать сама.
Человек она очень скромный, не конфликтный, не претендует на роль матушки-командира в храме, потому что для нее и для других главный здесь человек — настоятель храма, он человек занятой, сейчас получает второе образование, много сил уходит на работу с прихожанами. А матушка — это не сан, не заслуги или достоинство, это спутник жизни священника и в некотором роде пример для других: и в быту, и в общении.
В их семейной жизни действительно мало что изменилось за много лет, но в то же время они взрослеют, учатся слышать и слушать друг друга, находить компромиссы. День матери, которому вроде как хотелось посвятить рассказ о матушке Елене, в данной случае, скорее, день матери и отца, потому что вырастить прекрасную дочь, помочь ей получить образование (Вероника учится в медуниверситете) — дело обоюдное, и у отца чаще получается находить более весомые аргументы и терпеливо разъяснять непонятое. Каждый, у кого есть дети, знает, какой это труд: любить ребенка просто, это в матери заложено природой, а научиться слушать его, быть рядом душой и телом, когда это необходимо, читать вместе с ним книжки, выбирать для просмотра мультики, всматриваться в опечаленные детские глазки — что-то случилось? И учить духовности, терпению, умению прощать и любить, ценить то, что имеешь. И как она сама вспоминает наставления матери, так и в дочери со временем отложится все хорошее, чему ее научили.
В церковной жизни, в отличие от мирской, больше терпения и смирения, но это не значит, что здесь нет радости — от души, искрящейся. Они всегда рядом, члены семьи Савенко, вместе с ребятами ходят с измальства своей доченьки в походы, ездят в театр и на балет, в музеи. А матушка — это опора для священника, его помощница и тихая пристань, где он может отдохнуть душой, где всегда тепло, есть понимание и любовь.
Источник: газета "Знамя Труда"
Фото: Архипа Ларченко