Началом Нового Завета являются четыре Евангелия разных авторов, повествующие о жизни и учении Иисуса Христа. Согласно богословским взглядам, нужно смотреть на четвероевангелие, как на одну книгу, содержание которой описано четырьмя авторами. Древние христиане четвероевангелие сравнивали с рекой, которая, истекая из Эдема, разделялась на четыре рукава и орошала земли всех концов света. Святой Ириней называл четыре Евангелия “четверообразным Евангелием”. На вопрос, почему признано не одно, а четыре Евангелия, Святой Иоанн Златоуст дал такой ответ: “Неужели один Евангелист не мог написать всего, что нужно. Конечно мог. Но когда писали четверо, писали не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сносясь и не сговариваясь между собой, и при всем том писали так, что всё как будто одними устами произнесено, то это служит сильнейшим доказательством истины. Ты скажешь: “Случилось однако же противное, ибо четыре Евангелия отличаются нередко в разногласии”. Сие то самое и есть верный признак истины. Ибо если бы Евангелия во всём в точности были согласны между собой, даже касательно самих слов, то никто из врагов не поверил бы, что писались Евангелия не по обыкновенному взаимному соглашению. Теперь же находящееся между ними небольшое разногласие освобождает их от всякого подозрения. Ибо то, в чём они не одинаково говорят касательно времени или места, нисколько не вредит истине их повествования. В главном же составляющем основание нашей жизни и сущность проповеди ни один из них ни в чем, нигде не разногласит с другим, – в том, что Бог соделался человеком, творил чудеса, был распят, воскрес, вознесся на небо” (Беседы на Матфея, гл.1).
Святой Ириней, видя скрытый божественный смысл в четвероевангелии, писал о нём следующим образом: “Так как четыре страны света, в котором мы живем, и так как церковь рассеяна по всей земле и свое утверждение имеет в Евангелиях, то надлежало ей иметь четыре столпа. Отовсюду веющие нетлением и оживляющих человеческий род. Всеустрояющее Слово, восседающее на Херувимах, дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним духом. Ибо и Давид моля о явлении Его, говорит: “Ты сидя на Херувимах явися” (Пс.79:2). Но Херувимы (в видениях пророка Иезекииля и Апокалипсиса) имеют четыре лица и их лики суть образы деятельности Сына Божия”.
Согласно взглядам, основанным на изучении всей Библии, и особенно Нового Завета, можно прийти к выводу о том, что все четыре Евангелия, излагая факты из жизни Иисуса Христа и Его учение, производят описание одних и тех же Евангельских событий по своему. Эти различия не противоречат, а дополняют друг друга, и объясняются назначением каждого Евангелия и целью его написания.
Так например, Евангелист Матфей написал свое Евангелие для евреев на древнееврейском языке с целью доказать тот факт, что Иисус Христос является тем Самым Мессией, которого обещал еврейскому народу Господь Бог. Для подтверждения этого факта Евангелист Матфей в начале текста Евангелия приводит родословие Иисуса Христа от Авраама, праотца еврейского народа. А в остальном тексте Евангелия Матфей приводит выдержки или ссылки на Ветхий Завет, подтверждающие предсказания пророков о рождении Мессии, и фактами и примерами из жизни Спасителя доказывает, что эти предсказания исполнились в точности в жизни Иисуса Христа, Который является Мессией, Искупителем, Пророком и Царем. Первое Евангелие Нового Завета было написано Святым Апостолом Матфеем, который являлся учеником Иисуса Христа и описывал события в своем Евангелии как непосредственный очевидец и их участник.
Вторым Евангелием Нового Завета является Евангелие от Марка. Это Евангелие было написано Иоанном-Марком, племянником Варнавы, “Марк, племянник Варнавы” (Кол.4:10), со слов и под наблюдением Апостола Петра. Марк по своему происхождению был иудей. Ещё в юношеские годы он вошел в общину христиан. На воспитание Марка повлияла его мать, Мария, которая была горячей сторонницей Иисуса Христа и предоставляла свой дом для христианских собраний. “Пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились” (Деян.12:12). Первоначально Марк носил имя Иоанн. Затем двойное имя Иоанн-Марк. Затем за ним закрепилось имя Марк. Этот Евангелист был учеником, спутником и участником миссионерских трудов Апостола Петра, который называет Марка сыном своим (то есть дорогим для Петра человеком). “Марк, сын мой” (1Петр.5:13). Свое Евангелие Марк написал для людей, обращенных в христиан из язычников, в первую очередь для римских христиан. Доказательством этому является отсутствие частых ссылок на Ветхий Завет и длинных цитат из него, что нравилось иудеям, и не вызывало интереса у язычников. В своем Евангелии Марк подробно описывает некоторые еврейские обычаи, описание которых было излишне для иудеев, но информация о которых не была известна язычникам. Например, пояснение о еврейском обычае умывать руки перед едой (Марк 7:3-4). Указание о том, что учение Христово предназначено для всего мира, а христианский храм должен быть местом молитвы для всех народов (Мар.11:17), также говорит о том, что это Евангелие писалось не для евреев. Выразительный и картинный стиль описания также говорит, что это не компиляция, а оригинальное, самобытное произведение. Красочность описания, живой язык изложения, употребление римских слов (“легион” Марк 5:9, “оруженосца” Марк 6:27 и т.д.) говорит о том, что это Евангелие излагало учение Христово для европейцев. Слово “тотчас”, говорящее о быстроте и отзывчивости Спасителя, упоминается более 30 раз в Евангелии от Марка. Это делается для того, чтобы изобразить Иисуса Христа перед язычниками европейцами как верного слугу Божьего, пришедшего помочь людям достичь счастья и спасения.
Автор третьего Евангелия, Лука, был одним из 70-ти Апостолов, из первых обращенных римских язычников, по профессии врач. “Лука, врач” (Кол.4:14). Проживая в Антиохии Сирийской, он подпадает под влияние Апостола Павла. Затем Лука, продолжая быть убежденным христианином, сделался последователем и спутником Апостола Павла. Лука стал автором двух трудов: Евангелия и Деяний Апостолов. Особенностью его стиля является точность и сжатость описываемых им событий, прагматическая мотивированность поступков описываемых людей и краткое, но выразительное описание собранных фактов. Свое Евангелие Лука написал не как очевидец, а на основе тщательно собранного материала о жизни, деятельности и учении Иисуса Христа. То есть в своем Евангелии Лука выступил как исследователь-историк. Мотивом написания его Евангелия послужило желание “по порядку описать тебе достопочтимый Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором ты наставлен” (Лука 1:3-4). То есть в лице своего друга Феофила Лука рассказывает всему миру об учении и жизни Спасителя “по тщательном исследовании всего с начала, по порядку” (Лука 1:3). Таким образом, это Евангелие ставило своей целью ознакомить всех людей с жизнью и учением Христовым, основываясь на тщательно проверенных данных, полученных в результате кропотливых исследований и связанных с многолетним собиранием материала.
Евангелие, носящее имя Иоанна, было написано Святым Апостолом Иоанном Богословом. Евангелист Иоанн был сыном зажиточного рыбака Заведея и Соломии, проживавших в Вифсавии, и братом Апостола Иакова. Первоначально Иоанн слушал проповеди Иоанна Крестителя и сделался его учеником. Появление Иисуса Христа, в котором Иоанн Креститель признал Истинного Мессию, произвело огромное впечатление на Иоанна. Иоанн последовал за Спасителем мира и сделался Его учеником. “Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом” (Иоан.1:37). Иоанн за свой ясный ум, сообразительность и мудрость, стал любимым учеником Иисуса Христа. “Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса” (Иоан.13:23). А за свой удивительный дар ясно и понятно, в доходчивой форме изъяснять учение Христово, был прозван Богословом. Иоанн Богослов написал наибольшее количество текстов, вошедших в Библию. Он автор Евангелия, носящего его имя, посланий и последней книги Библии – Откровения или Апокалипсиса.
Иоанн был очевидцем всех событий из земной жизни Иисуса Христа. Мать Спасителя мира была поручена ему на попечение. “При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе” (Иоан.19:25-27). Характер Иоанна не был мягким и тихим. Он был один из двух “сыновей громовых”. “Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы" (Марк 3:17). Он с ревностью к вероучению изобличал лжепророков и лжеучителей. “Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины” (1Иоан.2:4). “Кто приходит к вам и не
каждое из четырех Евангелий имеет свой особый стиль, слог и цель написания и предназначались для решения определенных задач.
приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его” (2Иоан.1:10). Иоанн часто любил повторять одни и те же слова “возлюбленные любите друг друга”. Когда у него спрашивали, почему он повторяет именно эти слова, он отвечал: “потому что это заповедь Божия, и если она исполняется, то и достаточно”. Эти мысли выражены в таких высказываниях Иоанна. “Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога” (1Иоан.4:7). “Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга” (1Иоан.4:11). “Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1Иоан.3:18). ”Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (1Иоан.4:8). “И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1Иоан.4:16).
Свое Евангелие Апостол Иоанн Богослов, по мнению богословов, написал в Малой Азии в городе Ефесе в 70-100 годах после Рождества Христова. Оно было написано с целью дополнить три предыдущие Евангелия. Это Евангелие предназначалось не только для евреев и язычников, но и для людей всего мира, чтобы показать, что Иисус Христос есть Сын Божий. “Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Иоан.20:31). Евангелие Иоанна написано также и для того, чтобы показать, что Спаситель мира есть вечное Слово, единое с Богом-Отцом. “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца” (Иоан.1:14). Иоанн проповедовал в своем Евангелии, что Иисус Христос тождественен с Богом, то есть является Богом. “Я и Отец – одно” (Иоан.10:30). И что только учение Христово истинно. “Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Иоан.14:6).
И что только через исполнение учения Христова человек достигнет спасения. “Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет” (Иоан.10:9). И люди, исполняющие учение Христово, будут жить вечно. “Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет” (Иоан.11:25).
То есть своим Евангелием Иоанн Богослов подытожил и дополнил знания, изложенные в других предыдущих Евангелиях, окончательно сформировав облик Иисуса Христа и высшее понимание Его Божественной Личности и Его учения для восприятия людей всего мира. Наряду с этим Евангелие Иоанна Богослова было направлено против лжепророков и еретиков, против лжефилософских и гностических систем, которые после появления трех первых Евангелий и после распространения христианства по свету появились в большом количестве.
Итак, каждое из четырех Евангелий имеет свой особый стиль, слог и цель написания и предназначались для решения определенных задач. И кажущиеся противоречия и несоответствия между Евангелистами объяснимы при их внимательном изучении. Это и будет доказано при дальнейшем пояснении текстов Нового Завета, что позволит убедиться читателю в том, что в Библии противоречий нет.