Источник: Российский институт стратегических исследований
27 апреля 2014 года папой римским Франциском были канонизированы два римских понтифика ХХ века Иоанн XXIII (1881-1963) и Иоанн Павел II (1920-2005). Очевидно, что главной фигурой на этом торжестве был папа-поляк Иоанн Павел II, объявленный блаженным еще Бенедиктом XVI 1 мая 2011 года, поскольку тысячи участников его похорон в 2005 году требовали объявить этого папу святым немедленно, сразу после кончины. Иоанн XXIII был понтификом не так долго, как польский папа, и известен тем, что созвал Второй Ватиканский собор, до конца которого не дожил.
Для канонизации в Католической церкви требуется прохождение 50 лет со дня смерти претендента. Как раз в случае с Иоанном XXIII эти сроки были выдержаны, но не найдено достаточного числа его чудес, тогда как с польским понтификом сроки совсем не были выдержаны, но, к счастью, два чуда нашлось (и говорят, что даже 4)!
На этом фоне вспоминаются образцы носителей Святого Духа Православной церкви недавнего времени – Иоанна Кронштадтского, Ионы Одесского, Иоанна Крестьянкина, святых афонских подвижников, российских, греческих и сербских старцев и тяжело и грустно становится за католиков как христиан. Даже Святой Дух они хотят подчинить человеческой воле и выдать свои политические и социальные интересы и дела за Его произволение, встроить Его проявления в свои планы и стратегии.
Отметим, что следующий в очереди на канонизацию из пап – завершитель Второго Ватиканского собора Павел VI. И именно его изогнутый крест был всегда в руках у польского понтифика Иоанна Павла II, и имя свое тот составил в честь отцов Второго Ватиканского собора – Иоанна XXIII и Павла VI в знак продолжения их дела.
Не вызывает сомнений, что папа Франциск намерен был в скорейшем времени канонизировать Иоанна Павла II, тогда как Бенедикт был готов подумать. Франциск канонизировал бы его еще этой зимой, но пожалел поляков, которые массами могли отправиться на церемонию на автобусах из-за своей бедности, а не на самолетах, потому назначил ее на теплое время года.
Такая простонародная мера хорошо мобилизует паству и демонстрирует массовость католиков. Что актуально в новых условиях гонения на христианские ценности в Европе. На площади Святого Петра 27 апреля присутствовали около миллиона человек и посмотрели церемонию по ТВ около двух миллиардов людей.
Также активность и массовость католиков продемонстрировали миру и события в Киеве на Майдане. Трансляции с места сражений униатов тоже просмотрели миллионы. Возможно, что не только канонизация, но и Майдан на время остановят нападки секулярных сил на католиков в Европе – они как-никак хоть где-то сгодились Западу за последнее десятилетие и показали свой потенциал.
Канонизация двух пап-экуменистов и ожидающий своего часа Павел VI говорит о том, что папа Бергольо такими массовыми публичными мероприятиями утверждает авторитет самого Второго Ватиканского собора и его решений (тогда как многие засомневались в нем) и проявляет намерение продолжать реализовывать эти решения. Харизма Иоанна XXIII, созвавшего собор, нужна ему самому, так как через 2 года, как заявил папа Франциск, планируется католический собор по актуальным вопросам жизни католиков[1]. (Для нас неприятно и тревожно, что собор православных тоже назначен на 2016 г.)
С именами канонизируемых пап была связана мнимая "весна" католицизма – надежды Второго Ватиканского собора, пересмотр богословия, реформа богослужения, перевод служб на национальные языки, расширение деятельности в нехристианских регионах, надежда на унию с православием и протестантами; приход в веру людей на постсоциалистическом пространстве (благодаря стараниям папы Войтылы), объединение Европы, возникновение новых форм христианской миссии, разрешение на экспериментальные методы проповеди и т.д. Сегодня Франциск должен возродить или "перезапустить" эту "весну" – земная часть церкви от него этого ждет и даже требует.
Но ошибаются те, кто принимает события Майдана в Киеве в 2013-2014 годах за отголоски этой новой "весны" – публикации об этом мы видим в католических СМИ. К сожалению, повторение лозунга канонизированного Иоанна Павла II: "Откройте границы государств, дайте дорогу Христу!", с которого началось разрушение соцлагеря, сейчас будет означать: "отдайте Европу на растерзание фашистам, прикрывающимся именем Христа, уничтожьте древнее Христианство и его ценности там, где оно еще сохранилось!"
Паства и католический епископат ждут от Франциска перемен, в соответствии с человеческой волей – так они привыкли в последние века все брать своей человеческой волей – строить, созидать некую новую всекатолическую цивилизацию, Pax Catolica, не сообразуясь с тем, угодно ли это Богу.
Глава католиков в Москве Пауло Пецци в своем интервью "Радио Ватикана" по поводу канонизации говорил именно об этом, что с именем польского понтифика они, католики России, будут строить некую новую "цивилизацию истины и любви"[2].
У православных возникает предложение: может лучше храмы человеческих душ в Европе возрождать, а не расширять свои структуры и владения всеми возможными и невозможными методами из арсенала иезуитов и францисканцев на чужой канонической территории? Где, к слову, совсем иные представления о действии Святого Духа, о святости, о молитве и благочестии, об образе христианского подвижничества и соработничестве человека Богу.
Европа была вашей, какую "цивилизацию истины и любви" вы выстроили там? Почему ныне она отрекается от вас и от Христа? Ведь это ваше чадо. Довольно вашей экспансии и строительства экуменических Pax Сatolica, разберитесь прежде в себе и своих догматах.
А мы будем молиться за вас святым папам римским, которые представляют для нас бесспорный авторитет как носители Духа (в отличие от Иоанна XXIII и Иоанна-Павла II) – священномученику Клименту Римскому и Мартину исповеднику, почившим на нашей земле, в святом граде Херсонесе, и освятившим своими молитвами будущую Святую Русь и выбор святой православной веры нашим князем Владимиром.