Доклад на III Литературных чтениях на Тимашевской земле
Около восьмидесяти процентов жителей России считают себя православными. Но большинство из них высказывают своё разочарование в христианстве, усталость от церкви. Процветает обрядовость и суеверия, на подвиги просто нет сил. Отчего же так происходит? Ответ можно найти в Священном Писании. В послании к евреям апостола Павла есть такие слова: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца (Евр. 3;14). Похоже, источник духовных проблем кроется именно в неправильном старте церковной жизни, неправильном толковании божественных ценностей.
Впрочем от проблем мы чаще всего и пытаемся скрыться в церковной ограде. Спешим покреститься, чтобы Церковь решила наши проблемы, как внутренние, так и внешние, либо по национально-патриотическим, политическим и прочим побуждениям, либо в силу религиозного искания истины. Налицо видна подмена духовных ценностей, зачастую по простой причине — мы не достаточно наставлены в Законе Божием, недостаточно подготовлены к осознанному принятию таинства Крещения.
Это особенно заметно во время проведения огласительных бесед. Очень часто на вопрос: «Для чего вы крестите своего ребёнка?» приходится получать самые неожиданные ответы. Вот лишь некоторые из них: «Для того, чтобы дитё не болело», «чтобы защитить своё чадо от колдовства», «традиция», «все в роду крещённые, поэтому и ребёнка крестим». А один ответ меня и вовсе удивил: «надеемся, что наш сын будет не такой как все».
Но что же такое крещение на самом деле. Согласно Катехизису, составленному митрополитом Филаретом (Дроздовым), Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Это и есть то рождение от воды и Духа, к которому призывал нас Господь (Иоан 3;5), наше призвание в лик небожителей.
И нам, имеющим многих соотечественников наших живым примером, куда легче пройти по узкой тропинке ведущей в небесное Отечество. Одно плохо — современная эпоха подменила понятия, продиктовала новые ориентиры, навязала своих героев. Но не стоит забывать наших благочестивых предков, самой своей жизнью доказавших возможность духовного перерождения.
Святой равноапостольный князь Владимир первоначально известен нам как грозный воин, по религиозным убеждениям язычник. Летописцы не жалеют чёрных красок, изображая его жизнь до принятия христианства. Жестокий, злопамятный, наделённый самыми разными пороками, среди которых особо подчёркивалось непомерное сластолюбие, поначалу преданный служению языческим богам — напротив княжеского дворца в Киеве даже был устроен пантеон, в котором были собраны идолы всех покорённых племён. Вместе с тем, князь Владимир был прекрасным правителем. Он значительно расширил границы Руси, присоединив к ней земли вятичей, радимичей и территорию Червонной Руси — Волынь.
Можно долго спорить о причине, побудившей князя искать новую веру для себя и своего народа. Предоставим это историкам, я же буду рассматривать последствия этого события. Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Подобно купцу, нашедшему драгоценный жемчуг, он оставил все что имел для его приобретения (См. Мф. 3:45-46). Гордый и жестокий язычник стал милостивым кормителем нищих и сирот, на деле исполняя заповедь Божию о любви к ближнему. Услышав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир открыл княжеский двор для всех нуждающихся.
Но было бы очень большим заблуждением с моей стороны делать упор только на нравственное перерождение. Христианство как религия предлагает большее, его смысл во Христе. А Христос в свою очередь сделался человеком, чтобы обожить человеческую природу и человека сделать Богом, вернув ему утерянный рай.
Это состояние называется святостью. Для её достижения многие люди отказывались от семейной жизни, став монахами и пребывая в сообществе единомышлеников. Безбожная власть начала ХХ века заклеймила их позорным клеймом мракобесов и тунеядцев. Согласен, в семье не без урода, но давайте взглянем с вами на лучших представителей русского монашества.
Преподобный Сергий, 700-летний юбилей которого мы праздновали в прошлом году, происходил из боярской семьи. Вероятно, именно встреча с таинственным священноиноком, давшем отроку Варфоломею кусочек просфоры, и чудесное научение грамоте побудили его искать монашеской жизни. На холме Маковец, на берегу реки Кончуры, в самой глубине радонежского бора он основал монашескую обитель и собрал многочисленный сонм иноков. На Сергии Радонежском исполнились слова Христовы: «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного (Мф. 5:16). Преподобный бегал людей, желая единения лишь с Богом, желая вернуть себе право назваться гражданином небесного царствия, но по слову Христову «не может укрыться город стоящий на вершине горы» (Мф. 5:14). Множество народа богатого и бедного, знатного и простого приходило в сергиеву обитель попросить молитв и благословения. Преподобный каждого встречал со вниманием, каждого выслушивал. Летописцы свидетельствуют нам и о многочисленных чудесах им совершенных. Это неудивительно, потому что тем, кто покорил плоть духу, подчиняется и сама природа, само наше естество.
Некогда один человек, живший недалеко от монастыря Сергия и имевший единственного сына, заболевшего неисцелимой болезнью, поспешил с ним на руках к преподобному. Но уже находясь в келии Сергия, увидел, что ребёнок его мёртв. С громким плачем он укорял святого старца в том, что поколебалась и сама его вера в Бога, потому что угасла последняя надежда его жизни. Преподобный Сергий, помолившись, поднял ребёнка и вернул его отцу живым и полностью здоровым, попросив никому об этом не рассказывать.
Для правильного воспитания подрастающего поколения необходимо их всестороннее развитие: как физическое, так и духовное. И если с физическим развитием проблем обычно не возникает, то с духовным они встречаются сплошь и рядом. Один или два часа в неделю, выделенных для проведения уроков ОПК, зачастую не приносят должного результата. Можно конечно предложить вместо сухого изложения фактов и терминов организовывать выезды учащихся в храмы и обители Русской Православной Церкви. Всем нам хорошо известно, что яркие воспоминания позволяют вспомнить все в мельчайших деталях, поэтому, сочетая теорию с практикой, можно достичь хороших результатов.
В нашем городе есть действующий мужской монастырь. Начиная с прошлого года мы провели около пятнадцати экскурсий для различных возрастных групп: учителей ОПК, учащихся воскресных и общеобразовательных школ, паломников из различных регионов нашей страны. Педагоги отмечают важность таких встреч. Увидев, своими глазами другую, духовную жизнь, прикоснувшись к православной традиции, получив ответы на возникшие вопросы из уст священника, ребёнок начинает воспринимать православие не как бабушкины сказки, пережившую легенду или мракобесие. Узнав, что есть люди пытающиеся стать чуточку чище и совершение, ребёнок и сам пытается измениться в лучшую сторону.
Как я уже упоминал, мы принимали в прошлом году экскурсии из общеобразовательных школ. Среди них особо хочется выделить СОШ № 2 станицы Медвёдовской, приезжавшую в наш монастырь три раза. Опираясь на этот опыт, управление образования Тимашевского района, с целью углублённого изучения курса основ православной культуры, уже договорилось с нами о проведении паломнических экскурсий для учащихся всех общеобразовательных организаций Тимашевского района. Предлагаю педагогам других районов перенять этот полезный опыт. Рекомендации для руководителей паломнических групп можно найти на официальном web-сайте Ейской епархии на страничке нашего монастыря, либо позвонив мне по номеру +7-918-254-42-45.
Что мы сегодня посеем, то позже пожнём, поэтому давайте вместе вложим в сердца наших детей доброе семя. Помощи Божией вам в этом нелёгком деле.