С момента заселения Черноморского казачьего войска на правобережье Кубани, церковно-административное управление складывалось постепенно. Оно зависело от военно-политической обстановки на Северном Кавказе и частых административных преобразований 18-19 веках, проводимых правительством в империи. Российские государи понимали, что не возможно прочно укрепиться на вновь приобретаемых землях без утверждения здесь православия.
. Войсковое правительство решило готовить духовенство из казачьей среды, которое отличалось тем, что оставалось в казачьем сословии, получая земли наряду с другими казаками. Дети духовенства числились в посемейных списках в казачьем звании и несли военную службу, если не были причислены к духовенству.
Начало церковного строительства в Черномории неразрывно связано с деятельностью войсковых протоиереев Романа Порохни. и Кирилла Россинского..
Потомки запорожцев, отличались редкой приверженностью к православной вере, что выгодно выделяло их от остального пёстрого русского населения края, легко поддававшегося влиянию старообрядчества и сектантства Казачьи вожди Захарий Чепега и и Антон Головатый с первых же дней прилагали титанические усилия с целью организовать своё казачье духовенство и воздвигнуть храмы Божьи на благодатной Кубанской земле.
Там, где ещё не было храмов, разрешалось ставить походные церкви .Причём церковный приход определялся количеством не менее 100 дворов по 4 души мужеского пола в каждом. Например, для строительства храма в куренном селении Старощербиновском кошевой атаман Чепега дал лес из разобранного ханского дворца.
«А в прочих казачьих поселениях боголюбивые черноморцы сами строили церкви и молитвенные дома, собирая для этого деньги из добровольных пожертвований. И на Кубанской пустыне засиял святой крест. ( Короленко П.П. «Первоначальное заселение черноморскими казаками Кубанской земли. ОЛИКО Вып.1. Краснодар,1899,с.61.) История Тимашевских храмов.
Первоначально Тимошевский курень распологался в 15 верстах от головного Екатеринодарского укрепления, затем преобразованного в город Екатеринодар, недалеко от станицы Елизаветинской. Из-за малочисленности населения в Тимошевском курене при реке Кубань церковь не строилась. Церковные требы и богослужения велись в Роговском курене (в 2-х верстах от которого он был).
Затем Тимошевский курень согласно жеребьёвки переселился на правый берег реки Кирпили, где находится и по настоящее время. Обустройство куреня началось вдоль берега реки Кирпили., поэтому и первая улица называлась Береговая. На страницах статистического отчёта за 1914 год читаем: Станица Тимашевская, Кавказский отдел.
Основана в 1794 году, одновременно со старейшими черноморскими станицами. Расположена на речках Кирпили и Кирпильцы. В станице 2 церкви и 2 прихода. Троицкая церковь построена в 1808 году. Здание деревянное на каменном фундаменте. В 1902 году капитально отремонтирована внутри и снаружи. Церковные документы ведутся с 1808 года. Церковных сумм - 3389 руб. Церковной земли 215 десятин; арендуется по 12 руб. 21 коп. Состав причта: 1 священник,1 дьякон. 1 псаломщик. Причтовой земли 125 десятин, распределяется подоходно. Церковно - приходская школа-1, помещается в собственном здании, рассчитанном на 60 учеников. Министерское одноклассное женское училище 1. Жалование законоучителю 75 руб. В приходе жителей (ц. д.)2346. В том числе хуторян (хутора на расстоянии 3-10) вёрст от церкви-234. Рождений 232, браков 48, смертей 70.Из архивных документов известно географическое положение церкви: широта 45 градусов,36 мин. 46.27 сек. Долгота- 56 градусов, 35 мин., 45,91 сек.
Известно, что Церковь во имя Живоначальной Троицы располагалась в районе современной водонапорной башни, которая была построена из кирпичей разобранного храма. Рядом с церковью находилось станичное правление. К сожалению, в настоящее время, у нас нет чертежей, имени архитектора, по проекту которого был построен храм. Вознесенская церковь. Построена в 1900 году, деревянная. Стоимость здания 39000 руб., иконостаса 12000 р., Ценная утварь: Евангелие 400 руб., дарохранительница 500руб., сребровызолоченные ризы на иконах Спасителя и Богоматери 1300 руб. Церковных сумм - 2010 руб.
Состав причта: 1 священник. 1 диакон, 1 псаломщик. Причтовой земли 117 дес. (в 11 верстах), раздел подоходно. Церковно- приходская школа 1, помещается в церковной сторожке Министерское двухклассное училище. Жалование законоучителю150 рублей. В приходе жителей (ц. д.) 2470. В том числе хуторян (хутора на расстоянии 2-13 вёрст) 234, . Рождений 210, браков33. Смертей 94. Известно, что церковь располагалась напротив СОШ №1, в районе Музея семьи Степановых. Территория церкви не была загорожена, спереди большая площадь. В 60-х годах храм сгорел.
Священно и церковно служители. На сегодняшний день нам не известно, кто был первым настоятелем Троицкой церкви, кто освещал её , но нам известно что с 1818 года до самой своей смерти 1872 года( это почти 54 года )у святого престола стоял отец Ивана Диомидовича Попко. Что же мы о нём знаем? Диомид Нестерович Попка.(1789-1872)
В селении Полтавском при Обрезанской одноприходной церкви служил дьячком Диомид Несторович Попка, отец известного кубанского историка и писателя Ивана Диомидовича Попки, также перешедшего в войсковое сословие и дослужившегося до чина генерал- лейтенанта. Дьячками до 1868 года назывались псаломщики.
По ревизии 1816 года Диомид Попка ещё холост и бездетен. По мнению историков, происходил из коренных черноморцев. 5 октября 1818 года определён священником в возрасте 29 лет к Троицкой церкви станицы Тимашевской.15 мая 1844года возведён в сан протоиерея. Сохранилась выписка из Екатеринодарского духовного правления о состоянии и поведении священно и церковнослужителей с характеристикой священника Тимашевской Троицой церкви Диомида Попки: состояния « похвального, пьянственною страстью не заражён и не штрафован»
В архивах сохранился интересный документ, выполненный рукой протоиерея Попки от 18 сентября 1836 года. Он является уже благочинным. Письмо адресовано священно и церковно служителям приходских церквей о прочтении прихожанам в церквах не менее 3-х раз в год « пастырского увещевания о прививании предохранительной оспы.». И подготовки ведомостей о сделавших и не сделавших прививки. В то время это было крайне необходимо. Повальные болезни: коклюш, дефтирит, холера уносили сотни жизней, особенно детей.
В журнале «Культурная жизнь Юга России» за № 4(42) от 2011года имеется статья И.П. Максимова «К биографии Ивана Диомидовича Попки». В нём есть такие строки. «Не только со стороны общественной и боевой деятельности жизнь Попки интересна, интересна и личная его жизнь; она полна превратностей и под конец даже трагична.
Духовного происхождения и воспитания, Иван Диомидович рвётся на военную службу и встречает сопротивление со стороны отца. Отец же его, Тимашевской протоиерей и благочинный церквей одной части Черномория, отличался очень крутым характером, ни перед кем не сдававшимся. Сам Иван Диомидович передавал в Ставрополе о своем отце. « Как-то его церковь ревизировал Архиерей. Архиерей нашёл, что антиминс на престоле содержится неопрятно, и высказал это. Но благочинный не постеснялся в те суровые времена отрезать: « Та я на ему сало не кройшив».
. Об этом же, о Диомиде долго сохранялась молва по Черномории как об очень грозном и самостоятельном благочинном. Говорят, например, что подчинённых ему из его округа причетников в случае их неисправности он, не докладывая епископу, сам подвергал их наказанию: ссылал их на определённое время в степь пасти принадлежавший ему табун лошадей. И слушались и пасли»! В своей статье « Пока архивы не сделались добычей пожара или тления»- Колосовская Татьяна Александровна- доцент кафедры истории России Гуманитарного института Северо - Кавказского федерального университета пишет «Родился Иван Диомидович 28 августа 1819 года в станице Тимашевской Кубанской области в семье приходского священника. С 6 лет мальчика отдали в духовное училище, а потом в ближайшую духовную семинарию города Астрахани, где в то время обучались почти все дети кубанских священников. Однако наклонности к духовной деятельности у него не было. Он постоянно умолял отца разрешить ему пойти по военной стезе, но не находил понимания. Диомид Попко- Тимашевский протоиерей и благочинный одного из церковных округов отличался очень крутым и своеобразным характером, ни перед кем не пасовал. Иван вынужден был забыть о своих желаниях и по окончании семинарии, подчинившись воле отца, поступил в Московскую духовную академию. В 1841 году в его жизни произошли существенные перемены. Он оставил духовное поприще и 1 июля поступил на службу рядовым казаком в 10-й конный полк родного для него Черноморского войска. Каким образом ему удалось уговорить отца, остаётся только догадываться( у каждого историка свои собственные предположения), но с этого времени и до 1878 года жизненный путь Ивана Диомидовича был связан с военной и административной деятельностью в казачьих войсках русской армии.
В архивах Ставропольской консистории имеется такой документ «Священнослужители Кавказской и Черноморской епархии 1843- 1846 г.г». Там указано. « Попка Диомид Нестерович , казачий сын, 57 лет, в училищах не обучался. По принятию в духовное звание 10 ноября 1813 года определён к Обрезанской церкви ЧВ куреня Полтавского при указе дьячком. 27 февраля 1816 года епископом Екатеринославским Иовом к той же церкви посвящён в стихарь; 29 сентября 1819 года произведён к Троицкой церкви ЧВ куреня Тимашевского в дьякона; 5 октября 1818 года рукоположен к той же церкви в священника; 4 июня 1827 года указом ЕДП определён исправляющим должность благочинного. 18 мая 1844 года за долговременную службу в Тимашевском Троицком храме возведён в сан протоиерея; грамоту имеет..
В семействе его: жена Мария Фёдоровна, 46 лет; дети: Анна-11 лет, Елена -9 лет - обучаются грамоте читать и писать».
В этом документе нет имён Ивана Диомидовича, Анфима Диомидовича, видимо вписывались имена только тех детей, которые проживали совместно с родителями на момент составления документа. Тимашевский протоиерей Диомид Несторович прослужил в Троицкой церкви более 50 лет, не имея взысканий
Собрал церковный архив за 51 год, все дела были сохранены в переплёте и, по данным 1909 года содержали интересные исторические документы в т.ч. манифест Александра 1 об объявлении войны Наполеону и созыве ополчения . Дальнейшая судьба архива неизвестна.
Его дом находился по улице Береговой в станице Тимашевской недалеко от храма, где он служил. И в настоящее время дом не сохранился. Историки нашего города предполагают, что на фото, сделанном в 50-е годы, запечатлён дом, в котором родился и рос Иван Диомидович.
Согласно архивной справки (ГАСК ф.135, опись 68. Лист202) , подписанной внуком Диомида Попки заштатным священником Троицкой церкви ст. Тимашевской. Антонием Анфимовым Попко, сыном священника(Анфима)мы узнаём, что Диомид Попка умер 3 сентября 1872 года на 83 году жизни. Погребён в ограде Троицкой церкви. Надгробный памятник - каменная плита без надписей и каменный крест. По другим источникам он умер от холеры, свирепствовавшей в то время и унесшей жизни сотни людей. Известно также, что его супруга Мария Фёдоровна покоится рядом с ним. Более о ней пока ничего не известно.
В 1953 году на территории Троицкой церкви было завершено строительство водонапорной башни. Определена её охранная зона. Служба коммунального хозяйства стала убирать надгробные плиты с могил почётных граждан станицы (по обычаю самые почётные граждане, которые внесли большой вклад в строительство и деятельность прихода, также священство погребались внутри церковной ограды). На данной фотографии мы видим, справа на плиту с каменным крестом их положено ещё две. Кто знает, возможно, это могилы отца Диомида с его матушкой. Из архивов нам также известны имена других священников и церковнослужителей, служивших в Свято-Троицом и Вознесенском храмах, построенных до революции1917 года. На сегодняшний день установлены имена 30 священников, 9 дьяконов, 7 псаломщиков. Ведутся исследовательские работы. Буквально на днях обнаружена могила протоиерея Николая Сарычева, родившегося в 1881 году ,погребённого 16 сентября 1955 года на кладбище по улице Пионерской. Других сведений о нём пока нет. Последний дьякон, служивший в Вознесенской церкви Игнатий Полохан, со своей матушкой также покоятся рядом по ул. Пионерской Из метрических книг, мы узнали, что Степановы Михаил Николаевич и Епистиния Фёдоровна крестили своих детей так же в Троицкой церкви. Есть интересная запись: 3 июля 1892 года венчались: станицы Тимашевской вахмистр из дворян Малов Михаил Мартынович, православного вероисповедования , 29 лет, первым браком со станицы Тимашевской дочь умершего священника Лидия Антоновна Попко (правнучка Диомида Несторовича .Попко) Православная, первым браком, 20 лет. Поручителями со стороны невесты явились станицы Тимашевской урядник Николай Васильевич Шкуропатский, и сей же станицы урядник Трофим Яковлевич Великолужский. Священнослужителями станицы Тимашевской проводилась и большая просветительская деятельность. При каждом храме имелись церковно- приходские школы. До настоящего времени сохранилось здание, в котором располагалась школа на 60учащихся, сейчас там находится инфекционное отделение. Сохранился и дом, в котором проживал священник Вознесенской церкви Георгий Немов. Известно, что он прибыл в Тимашевск из Санкт Петербурга. Жена его была балерина, и она обучала танцам Тимашевских барышень в своём доме. Сам священник Георгий Немов преподавал Закон Божий в учебных заведениях станицы. Здание, в котором проживала семья священника, сохранилась до сего времени. Это Центр детского творчества. Там, где стоит памятник Ивану Диомидовичу, человеку, который сыграл большую роль в просветительской деятельности и культурного развития всего Северного Кавказа. За более столетнее и полувековое существование этих 2-х церквей Троицкой и Вознесенской, построенных до революции 1917 года прошла жизнь сотен и тысяч людей: казаков, урядников, казачьих полковников, потомственных дворян, купцов, мещан, батраков. Людей, которые не мыслили своего существования без православной веры, вверяли свою жизнь Богу, Царю, Отечеству. Вглядимся в эти спокойные лица наших предков. Они расположились на крыльце Троицкого храма. Мужчины держат на руках своих детей. Наверное, фото было сделано после службы. Мы этого не знаем. Сзади них, над ними простирается икона Пресвятой Живоначальной Троицы. Пройдёт совсем немного времени и в истории России и станицы начнётся новая эпоха, когда будут разрушаться и разоряться храмы . убивать и сажать в тюрьмы священников, начнётся братоубийственная война, голод, холод, расказачивание, раскулачивание. Это будет потом, а пока ангелы простёрли свои крылья над нашими предками. Я хотела бы закончить свой доклад такими словами: «Любые попытки без Бога построить рай на земле всегда приводили к ещё большим страданиям и ещё большему торжеству зла. Вера является духовным и интеллектуальным фундаментом любых человеческих усилий, направленных на то, чтобы улучшить отношения между людьми. Вот почему совершаемое Церковью служение – это не то, к чему можно относиться по остаточному принципу; это самое главное дело, ведь наша борьба идёт не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего.(Еф.6,12) и в этой борьбе мы одержим победу. Потому, что Христос воскрес и победил дьявола и зло»