Добрый день, дорогие братья и сёстры!
В период воинствующего атеизма из употребления изымались религиозные понятия, а где это было невозможно, из слов изымался религиозный смысл. Т.о. стали искаженными понятия «духовность», «просвещение», «образование». Вследствие этого появились понятия РЕЛИГИОЗНОЙ и СВЕТСКОЙ ДУХОВНОСТИ.
В начале любой научной конференции учёные договариваются о содержании определений и терминов, которые будут использоваться в дальнейшем, ибо случается, что под одним термином понимается различные, иногда диаметрально противоположные понятия. Подобная ситуация сегодня происходит с понятием «духовность» представителями светского мира и православной церкви.
Бог-Творец, источник духовности. Бог – Дух. Духовность Бога – совокупность всех Его совершенств (святости). Каждое творение Божие имеет духовность, степень которой определяется уровнем святости (Божественности, религиозности).
Т.о. можно говорить о духовности Бога, духовности ангелов, святых угодников, человека и падших духов (антидуховных существ).
РЕЛИГИОЗНУЮ ДУХОВНОСТЬ можно классифицировать по конфессиональному признаку: православная, католическая, протестантская, исламская, иудаизма, индуизма, буддизма, ….. сатанизма.
Религиозная духовность является системой духовного развития, которую предлагает каждая религия. Критерием оценки истинности духовности той или иной религии является конечное состояние – святость. По плодам познается древо. Покажите ваших святых, и мы увидим вашу духовность. В православии неоспоримые авторитеты: святые Николай Чудотворец, князья Владимир, Борис и Глеб, Александр Невский, Петр и Февронья, Сергий Радонежский, Лука Войно-Ясенецкий… – идеалы в любви к Отечеству, семье, ближнему, источники земного и небесного счастья. В католицизме: Францизск Ассизский (стигматы на теле?!)… В исламе: пророк Мухаммед (многоженство, 9 лет любимой жене Аише), в индуизме: смерть йогов в молодом возрасте (знаменитый Вивекананда в возрасте чуть более 30 лет не смог выйти из состояния «самадхи»); А нам от этого какая польза?
Православная духовность – отношение человека к Богу изложена в 1-4 и 5 заповедях Декалога (10 Заповедей Моисея), Заповедях блаженств, «…Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. (Лк.:6; 31-36)». Духовный человек всё творит во славу Божию (добро ради добра), он «автоматически нравственен». Духовность не определятся учёной степенью или положением в обществе.
Нравственность – отношение человека к человеку (душевность, человечность), изложена в 5-10 заповедях Декалога (10 Заповедей Моисея).
Нравственный человек не всегда духовен, так как может себя вести праведно, преследуя корыстные цели или товарные отношения, ты мне – я тебе.
Православная духовность бывает а) СВЕТЛАЯ – основанная на искренней практической церковной жизни (борьба со страстями и стяжание добродетелей посредством молитвы церковной и домашней, участие в таинствах, подвиги аскетизма, добрые дела…); и б) ТЁМНАЯ – только теория или внешняя форма без борьбы со страстями (пример Л.Н. Толстой, Рерих.).
Для того, чтобы меня понял иностранец, я должен изучить язык, историю, традиции этого народа – примут и будут относиться с уважением в иностранном государстве.
Для вхождения в Царство Небесное христианин должен совершить воцерковление и обожение во Христе, то есть приобрести знания о жизни в духовном мире, развить в себе соответствующее состояние и войти в общение с небожителями посредством живой молитвы.
Цель духовной жизни - развитие истинной духовности от праведности до святости. Дух порождает форму. Истинная духовность – созидательная, наполненная любовью и радостью, счастливая жизнь! (Бог созидает, враг – разрушает). Ложная духовность – последствия греха: уклонение от истины, движение к ложной цели, как следствие- болезнь бытия! То есть скорби и нестроения даже при видимом материальном благополучии.
О святости в Священном Писании: апостола Павла послание к Галатам, глава 2, стихи 20 «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». Апостола Павла 1-е послание к Коринфянам 2:16 «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов». Апостола Павла послание к Ефесянам 4:13 «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
Образование - развитие в человеке образа Божия, живой иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников Божьих.
Просвещение - наполнение человека светом веры в Бога и светлыми качествами, добродетелями, главные из которых любовь к Богу и человеку. На православных иконах нимбы – это сияние благодати Божиих святых, высшая степень просвещения.
Педагогика - это система обучения и воспитания для достижения определённого антропологического идеала. Педагог в первую очередь воспитывает, себя стремясь к своему идеалу, далее воспитывает стремлением к этому идеалу и своих детей.
В зависимости от идеала, существует четыре основных вида педагогики.
Первая - православная или Божественная, в которой антропологическим идеалом является Господь Иисус Христос, Божия Матерь, святые угодники. Для достижения этого идеала у нас есть священное писание, священное предание, жития святых, богословие и многовековой опыт христианской жизни, сохраненный в традициях, искусстве и культуре.
Вторая педагогика – советская. Когда отменили религиозные идеалы, то советская педагогика заменила их понятием «всесторонне развитая гармоничная личность». Это герои труда, науки, воинского подвига.
Третья педагогика – либеральная или западная, основана на достижении богатства и комфорта только для себя любой ценой, игнорируя ближних.
Четвертая педагогика – демоническая или фашистская, которая делит людей на господ и рабов, что мы видим сейчас в Украине.
Большую опасность сегодня представляют разные антидуховные системы (оккультизм, сатанизм), которые, к сожалению, доступны нашим детям через средства массовой информации. Если мы не дадим нашим детям понятие о правильной духовности, то это место займет антидуховность. Как говорится в поговорке «свято место пусто не бывает». К сожалению, в нашем районе уже есть обращения родителей, которые просят помощи у священников, помочь детям, которые увлеклись антидуховными системами, вернуть к нормальной жизни. А один такой ребёнок может заразить достаточно большое количество своих сверстников. Это одна из форм информационной войны наших врагов и поэтому задача современного педагога - знать основы православия и вооружить наших детей этими светлыми знаниями.
Сегодня необходимо дать чёткие определения, что есть добро и зло. Добро – это всё что создано Богом, жизнь по закону Божию. А зло - это нарушение заповедей Божиих, то что называется грехом.
Современный педагог сегодня испытывает не только положительные, но и отрицательные эмоции, которые накапливаясь могут принести вред здоровью. На иконе Господа Иисуса Христа в евангелии написано «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас, дам покой душам вашим». Когда мы приходим в храм, то Господь исцеляет нас от того негатива, который мы накопили и наполняет нас светлыми созидающими качествами. Поэтому для современного человека необходимо соблюдать шестую заповедь «шесть дней работай, а седьмой день Господу Богу». И действительно, когда мы выходим из храма, то испытываем облегчение, успокоение, умиротворения, душа наполняется светом, просвещается. Приглашаю дорогих педагогов храмы на богослужения для исцеления души и тела.
Сердечно благодарю, дорогие наши учителя за ваш великий подвиг служения нашему отечеству, за ваши труды в святом деле воспитания подрастающего поколения! Желаю Вам Божьей помощи в ваших трудах в новом учебном году! С Богом!