Минаева Анастасия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, преподаватель предмета «Основы православной культуры» МБОУ гимназия № 69 г. Краснодара, директор воскресной школы при храме святителя Николая Чудотворца.
«ВЫБОР ПУТИ: КАК СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ
ПРИЙТИ К ВЕРЕ?»
И послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.
Вот как летопись говорит о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром. Господь услышал молитвы князя, этот выбор определил путь целой страны. Выбор веры. выбор жизни.
Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!
Но разве каждый человек ежеминутно, ежесекундно не совершает подобный выбор?
Разве не к каждому обращается Христос - «Кто жаждет, иди ко Мне и пей».
Мы жаждем. Но не идем. Жаждем правды, но боимся. А ведь мы, учителя, ответственны за свой выбор еще и перед теми, кого нам отдают на обучение книжное.
Как же сделать выбор учителю в современном мире, который предлагает столько соблазнов?
Как выбрать Правду? Ведь....
Все говорят: нет правды на земле,
Но правды нет и выше.
так начинается трагедия Пушкина "Моцарт и Сальери". Мы часто пытаемся искать ответ на вопрос "есть ли на свете Правда?" в художественной литературе. Читатель идет со своими "проклятыми вопросами" к Пушкину, Гоголю, Достоевскому, надеясь найти Истину, и вдруг слышит: Нет правды на земле...
Как же быть с художественной литературой? Как же быть с ней нам, учителям, ученикам, читателям? Как сделать так, чтобы она не навредила, а стала союзником в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения? Способна ли литература помочь сделать правильный выбор?
В литературе не нужно искать Истину. К ней нужно относиться По-православному "трезво". И особенно это важно понять нам, учителям. Светская литература, безусловно, может помочь увидеть правильный вектор поиска ответов на вопросы, но только если мы научимся ее правильно читать. Не нужно искать Истины в тексте, нужно читать его в свете Истины. Ведь литература лишь косвенно связана с главным выбором человеческой жизни, но ведь связана же...
Вот, например, Александр Сергеевич Пушкин. Гениальный поэт не стремился никого спасти своей поэзией, он лишь пробуждал лирой "добрые чувства". Но давайте попробуем внимательно посмотреть на его творчество.
Роман "Евгений Онегин". Это великий Белинский назовет Онегина "лишним человеком", чья судьба - "итог происхождения, воспитания, образования, развития характера во времени". наши девятиклассники пишут сочинения о притягательной романтической личности героя, о милом идеале Татьяны, которой уготована судьба "жертвы общества " и предрассудков.
А может стоит посмотреть на романа в свете Евангельской Истины?
Что же получается? Татьяна просто - напросто верна Заповеди Божьей "не прелюбодействуй", верна Таинству Брака, и жертвует собой во имя Высшей Любви.
Гений Пушкина, на самом деле, показывает духовную опасность романтизма, Онегин, Ленский - жертвы этого духовного зла, потому-то один погибает, а судьба другого, этого "нравственного эмбриона", как назовет его Достоевский, оказывается за рамками романа.
И при таком прочтении можно говорить с ребятами не об отвлеченном идеализме, а о той Высшей Любви, которую обрела Татьяна, и о которой сказано в Евангелие : Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
А уныние, тоска холодного сердца, которое так привлекает в романтическом Онегине, - это зло, грех, который мешает на пути к этой Высшей Любви, Кто и есть Истина.
Но почему же нужно читать русскую литературу именно так? Как утверждает литературовед М. Дунаев: "Важнейшее качество русской литературы - ее православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности".
В нашей литературе отражается многовековая православная традиция народа. В основе русской культуры, как бы ни отрицало этого Просвещение, социализм, постмодернизм, в основе ее Евангелие. Н.В. Гоголь писал: "Выше того и не выдумать, что уже есть в Евангелие". И именно Евангелие было для Николая Васильевича тем зеркалом, которое открывало пороки.
"на зеркало нечего пенять, коли рожа крива" , - эта пословица - эпиграф к комедии "Ревизор".
Всем известен факт, что после премьеры спектакля, имевшей колоссальный успех, недовольным остался один человек - Гоголь. Его как всегда не поняли. Еще работая над постановкой, он предупреждал: "Больше всего надобно опасаться, чтобы не впасть в карикатуру". Замысел Гоголя был не в обличении чиновничества, он хотел поставить перед зрителем зеркальный мир, в котором царит пошлость. И это отражение должно было не рассмешить, оно должно было ужаснуть каждого, зритель должен был заглянуть в свой "душевный город N", увидеть эти пороки и избавиться от них. А зеркалом как раз и должно было стать Евангелие.
Все, что волнует мир, все, что в нем совершается с нами, сказано в Священном Писании. Вспомните Евангельскую сцену - Христос перед Пилатом. "Что есть истина?" Этот вопрос понтийского Пилата звучит, не замирая, в веках. Вся русская литература вслед за иудейским прокуратором задает этот вопрос о смысле жизни: Что есть истина?
Многие, подобно Пилату, не видят, что Истина стоит перед ними, многим Господь дает по благодати понимание того, что Истина не что, а Кто, и что этот Кто стоит рядом, пока мы, как Пилат, умываем руки.
Такое предстание перед Христом - "реализм в высшем смысле " Ф.М. Достоевского. И как можно читать "Преступление и наказание", не понимая этого реализма.
В "Дневнике писателя" Ф.М. писал: " Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же одна - Христос".
В художественном мире Достоевского Христос - центр бытия и основа человеческой личности. Для Достоевского ясно, что Истина не что, а Кто. И своих героев он проводит через страдания, когда те пытаются искать истину "вне Христа". В "Преступлении и наказании" теория вседозволенности терпит крах, потому что не выдерживает проверки Истиной. М. Бахтин писал о художественном мире Достоевского: "Каждый его роман представляет собой явление - явление Христа, несущего людям Благую Весть о Спасении. Даже если герои говорят о другом, даже если они прямо отрицают эту весть, все равно она является главной темой в мире Достоевского".
На пилатовский вопрос Что есть истина? Достоевский отвечает однозначно, Истина для него Кто.
И путь к этой Истине не в компетенции светской литературы. Не писатели спасают человечество, не они "ловцы человеков". В деле выбора Правды литература не нужна. Правду эту должен выстрадать, услышать каждый сам, ведь все, что написано в Евангелие - все так или иначе проживается в земном мире, это все о каждом из нас, мы все - участники Евангельской истории. Но, освещенная Евангельской Истиной, и светская литература может помочь нам учителям не ошибиться, выбирая.