Госдуме предложили отказаться от использования iPhone в целях государственной безопасности и вернуться к простым мобильным телефонам. Комментируя это предложение, протоиерей Всеволод Чаплин в интервью телеканалу "Мир-24" отметил, что смартфоны приучают людей к дурным привычкам. По его мнению, активное использование этой техники приведет к тому, что "люди разучатся не только писать, но и говорить" – поскольку владельцы смартфонов постоянно общаются в соцсетях, где общение чаще всего сводится к обмену короткими репликами, а сколько-нибудь серьезный разговор невозможен.
Протоиерей отметил также, что смартфоны приучают людей постоянно выставлять свою жизнь напоказ. Это, по словам о.Всеволода, может принимать "крайне уродливые греховные формы: навязчивое следование рекламе, эксгибиционизм, тщеславие". Имеется в виду легкость, с которой эти аппараты делают фотоснимки и размещают их в интернете. В результате, действительно, существенная часть фотоснимков и впрямь сводится к темам "я в дорогом ресторане", "я в престижной турпоездке" и вообще "я как успешный потребитель". Кроме того, в общий доступ выкладывают в том числе и фотографии весьма интимного свойства – и среди молодежи это считается, в общем, в порядке вещей.
С другой стороны, история показывает, что все попытки отказаться от технических новинок как развращающих нравы оказываются бесплодными, а попытки запретов вызывают лишь раздражение и стремление их обойти.
"Как бы вы прокомментировали слова о. Всеволода о пагубности смартфонов? Имеют ли, на ваш взгляд, смысл призывы от них отказаться?" – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший ИРИНЕЙ, епископ Орский и Гайский:
Да, современная техника вынуждает человека увлекаться разными ненужными делами, тратить впустую время.
Мой отец всегда был с математикой "на ты". Мог совершать сложнейшие математические операции с карандашом в руках. Это очень полезно, так как развивает память, стимулирует мышление. И он возмущался, когда видел, что люди пользуются, например, калькуляторами, считая, что они расслабляют человека, избавляют его от необходимости думать.
С одной стороны, компьютер и различные гаджеты очень удобны, позволяют оперативно найти нужную информацию. С другой – затягивают некоторых людей настолько, что они уже не могут вести нормальную жизнь. Человеку, который только начал пользоваться гаджетом, нетрудно от него отказаться – а вот тот, кто пользуется им давно, отказаться вряд ли сможет. Слишком сладок запретный плод.
Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:
Во всем должна быть золотая середина. В любом достижении науки и техники можно найти что-то положительное и что-то отрицательное. Но ведь эти достижения – инструмент в руках человека. Если сам он безнравствен, невежествен, необразован, – он будет использовать их во зло. Я думаю, отец Всеволод говорил преимущественно о таких людях – с невысоким нравственным и культурным уровнем.
Но в нашем обществе достаточно людей нравственных, образованных и умных, которым современная техника облегчает жизнь, позволяя за короткое время решать важные задачи. Лишать их такой возможности неправильно.
Нужно уделять пристальное внимание духовно-нравственному совершенствованию наших современников. Тогда все будет в порядке.
Протоиерей Александр ПЕЛИН, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты РФ:
Предложение отказаться депутатам от айфонов я считаю непродуманным и не имеющим веских оснований. Это все равно, что сказать: давайте пересядем на лошадей, запретим трамваи, поезда, перестанем летать самолетами. Мне кажется, все зависит от того, как ты используешь достижения технического прогресса.
Айфоны – обычная техника. Почему бы тогда не запретить телефоны фирмы "Самсунг", или, скажем, телевизоры? Они же тоже вредны? – Напротив, все это очень полезно. Сейчас, если нельзя с кем-то расставаться надолго, можно постоянно находиться с этим человеком на связи.
Часто социальные сети позволяют совместить много полезных функций. Например, люди, находящиеся вдалеке друг от друга, могут работать над одним документом.
Иерей Андрей МИХАЛЕВ, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи:
Если необходимо срочно узнать какую-нибудь информацию или, например, в транспорте просмотреть электронную почту – разве плохо, что есть такая возможность? А человек, которому нравится выкладывать непристойные снимки или писать разные гадости, все равно найдет способ это делать, даже если отобрать у него смартфон. И соцсетями можно пользоваться по-разному: например, оказывая помощь больным детям.
Я считаю, нужны не запреты. Нужно объяснять, почему это плохо. И когда общество начнет порицать такие поступки, будет эффект.
А все начинается с детского сада. Многим родителям проще купить ребенку новомодную игрушку, гаджет, нежели уделить им внимание. И дети ищут замену теплым человеческим отношениям в айфонах, смартфонах. Мы сами провоцируем это.
Священник Николай СВЯТЧЕНКО, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии:
Отец Всеволод просто констатировал факт: с помощью гаджетов многие всячески пытаются показать свою успешность. Иногда доходит до смешного: человек среднего достатка позирует на фоне дорогих машин, домов.
Все перечисленное отцом Всеволодом очередной раз демонстрирует деградацию нашего общества: люди, особенно в последние десятилетия, стремятся жить только материальной жизнью, игнорируя духовные потребности и устремления. Именно из-за того, что люди не стремятся к духовной жизни, технические новинки способствуют их ущербности, делают рабами низменных желаний.
Но технический прогресс не остановить, да и нужно ли это? – Он раскрывает потенциал, вложенный в нас Богом. Люди изобретают технику, вакцины, делают научные открытия и т.д. Но технический прогресс может также стать причиной одиночества, способствовать появлению гордыни и эгоизма. Еще 150-200 лет назад в некоторых государствах не было педофилии, наркомании, гомосексуализма, но в результате глобализации исчезли рамки и границы, и пороки приобретают уже вселенский масштаб. Наверное, этот процесс не остановить – да и любые попытки сделать это могут вызвать яростные протесты.
Мне кажется, лучший выход в такой ситуации – создание какого-то государственного органа, выполняющего роль морально-нравственного цензора. Он мог бы контролировать, что показывают на государственных телеканалах, отслеживать происходящее в социальных сетях, следя, чтобы там не было сообществ и групп, где пропагандируют самоубийства, педофилию или гомосексуализм. Во многих странах такие структуры давно имеются, и там не так-то просто пропагандировать информацию деструктивного характера.
Фарид-хазрат САЛМАН, муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС:
Я согласен с отцом Всеволодом на все сто процентов: использование современных гаджетов действительно развращает человека.
Что касается призывов запретить использование айфонов и айпадов в Госдуме, – к сожалению, мы ничему не научились. Сначала чиновникам запретили иметь счета за границей, а сейчас уже в новостях прошла информация, что некоторым могут и разрешить. Так вот, тем, кто вносит такие предложения, я бы посоветовал вначале взвесить все "за" и "против" – чтобы потом не стать объектом насмешек со стороны СМИ.
Что касается запрета использования гаждетов и прочих достижений современных технологий, оптимизма он у меня не вызывает. К подобному призывают люди, которых можно называть по-разному: ваххабитами, салафитами, хариджитами, – суть от этого не меняется. Призывают они к одному: вернуться к "чистоте ислама" образца VII века. По их мнению, нам нужно пересесть на верблюдов, снять пальто и утепленные куртки, надеть длинные арабские мужские платья, пользовать свечами... Это же невозможно!
В использовании гаджетов есть и плюсы, и минусы. Тотальный их запрет ничего хорошего не даст. Думаю, положительного эффекта необходимо добиваться, воспитывая личность. Только тогда мы имеем шанс в нашей общей международной семье сохранить свое лицо, культуру, свое "я".
Ахмад-хазрат АХМЕТОВ, имам-мухтасиб северных районов Омской области:
Благодаря Всевышнему, у меня есть сотовый телефон, по которому я разговариваю с близкими мне людьми, веду важные переговоры. Правда, я всегда покупаю самые дешевые модели, так как для меня телефон – прежде всего, средство связи.
И смартфоны, и компьютеры необходимы, чтобы проверить почту, пообщаться в соцсетях. Но даже в этих случаях не исключена, например, возможность увидеть "обнаженку", а то и что похуже. И вот это давно пора прекратить.
Чтобы у нас было нормальное общество, правоохранительным органам надо оперативно реагировать на различные вопиющие случаи, причем со всей строгостью. Уговорами да пустяковыми штрафами делу не поможешь.
Семен ЛИВШИЦ, председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр "Шалом":
Помните эпизод из фильма "Москва слезам не верит", когда Родион рассказывает девушкам, что скоро наступит эра телевидения, и в каждой семье будет по два и больше телевизора? И девушки, слушая его, смеются, воспринимая это как красивую сказку. Сейчас телевизионные программы мы можем смотреть даже в смартфоне – это уже стало привычным.
Прогресс остановить нельзя, как бы мы ни кричали и не топали ногами. Но мы можем развивать свою духовность, а она основывается на наших национальных традициях, на нашем языке, общем понимании места человека в этом мире. Если мы не начнем внушать это нашим детям, все остальное уже не будет иметь смысла. Зачем, например, в школах отменяли сочинение? А теперь приходится все восстанавливать! Вот к чему может привести желание выплеснуть вместе с водой ребенка.
Поэтому не запрещать нужно, а воспитывать. Воспитывать правильное отношение к нашим достижениям, к национальной культуре того государства, где мы живем. Запретами ничего не изменишь и не решишь.